Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 ноября 2017 г. N 03-07-11/75600
Вопрос: Обществом заключен договор аренды имущества муниципальной имущественной казны с Комитетом по управлению городским имуществом. В процессе осуществления производственной деятельности Общество производило реконструкцию и модернизацию арендованных объектов, данные затраты формировали первоначальную стоимость основных средств в виде капитальных вложений в арендованные объекты (неотделимых улучшений) - п. 1 ст. 256 НК РФ. По условиям договора аренды арендодатель стоимость неотделимых улучшений Обществу не возмещает.
Общество предполагает заключить с муниципалитетом концессионное соглашение (КС) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в отношении предметов аренды и одновременно прекратить обязательства сторон по договору аренды с возвратом арендованного имущества арендодателю.
В связи с необходимостью оценки влияния операций по прекращению аренды и исполнению Обществом КС на финансовое состояние Общества прошу дать рекомендации по следующему вопросу:
- необходимо ли рассматривать возврат арендованного имущества с неотделимыми улучшениями как возникновение объекта налогообложения НДС согласно п. 1 ст. 146 НК РФ с включением их стоимости в налоговую базу или как операцию, не признаваемую объектом налогообложения НДС, с восстановлением сумм налога, ранее принятых к вычету согласно пп. 5 п. 2 ст. 146, ст. 171.1 НК РФ?
Ответ: В связи с письмами по вопросам применения налога на добавленную стоимость при передаче неотделимых улучшений арендованного недвижимого имущества, а также при получении организацией сумм недополученного дохода и возмещения понесенных расходов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В связи с этим передача арендатором арендодателю результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного недвижимого имущества, неотделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, при передаче арендатором арендодателю указанных результатов работ по улучшению арендованного имущества, то есть при совершении операции, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, суммы налога, ранее принятые к вычету по этим работам, в порядке, предусмотренном Кодексом, восстанавливать не следует.
При решении вопроса применения налога на добавленную стоимость в отношении полученных организацией сумм недополученного дохода и возмещения понесенных расходов следует руководствоваться подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.