Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 ноября 2017 г. N 03-07-14/73658
Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 19.08.17 N 981 были внесены изменения в порядок заполнения счетов-фактур.
Данные изменения касаются порядка заполнения счетов-фактур в реквизите - Адрес покупателя и продавца. Если следовать им, то получается, что мы должны заполнять графу "Адрес" в счете-фактуре идентично с адресом данной организации из ЕГРЮЛ.
1. У Юридического лица адрес указан в ЕГРЮЛ, причем указано не сокращенно, как мы все привыкли заполнять, а полностью, т.е. область, город, улица, район и т.д. На мой взгляд, нет никакой разницы в смысле документа от того, как будет написано слово город - полностью или сокращенно, все это поймут. Таким образом, увеличивается только время на занесение и обработку информации по контрагентам.
2. Как взять адрес из ЕГРИП по индивидуальному предпринимателю, если его там просто нет? В ЕГРИП - не указывается адрес ИП, т.к. он одновременно является его домашним адресом, а это уже конфиденциальная информация. Тогда адрес мы должны указывать со слов контрагента, но это противоречит Постановлению Правительства РФ от 19.08.17 N 981.
Ответ: В связи с обращением, поступившим из Аппарата Правительства Российской Федерации, о заполнении строк 2a и 6a "Адрес" счета-фактуры Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в счетах-фактурах должны быть указаны, в том числе адрес налогоплательщика и покупателя.
Подпунктами "г" и "к" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 981, действующей с 1 октября 2017 года, установлено, что в строках 2a и 6a "Адрес" счета-фактуры указываются адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица, или адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон) в ЕГРИП содержатся, в том числе сведения о месте жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя (адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Таким образом, в вышеуказанных строках счета-фактуры, составляемых индивидуальным предпринимателем или в адрес индивидуального предпринимателя, указывается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость. В связи с этим написание в вышеуказанных строках счета-фактуры адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, с сокращениями слов, а также частично заглавными буквами и частично строчными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.
Что касается получения сведений об адресе контрагента, являющегося индивидуальным предпринимателем, то пунктом 1 статьи 6 Федерального закона предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым данного пункта.
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 6 Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона и пункту 24 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. N 5н, содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены на основании запроса, представленного непосредственно в налоговый орган, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРИП, физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, для получения содержащихся в ЕГРИП сведений о месте жительства конкретных индивидуальных предпринимателей, физическому лицу следует обратиться с запросом непосредственно в любой налоговый орган, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРИП, и представить при этом документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.