Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 октября 2017 г. N 11-4/В-223
В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу применения Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 455 (далее - Правила).
По поставленным в письме вопросам сообщаем следующее.
1. Согласно абзацу 3 пункта 10 Правил при следовании к месту проведения отпуска за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).
Указанная в справке стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации) к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.
При этом с учетом положений пункта 6 Правил под транспортной организацией подразумевается транспортная организация, осуществляющая перевозку, или ее уполномоченный агент.
Таким образом, по нашему мнению, при невозможности получить справку выданную транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), на основании пунктов 6 и 10 Правил справка уполномоченного агента (агентства воздушных сообщений, осуществляющего продажу билетов) о стоимости перелета по территории Российской Федерации в салоне экономического класса на дату фактического перелета, рассчитанной по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации, является достаточным основанием для компенсации стоимости проезда.
2. В соответствии с частью третьей статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610, не предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому мы можем лишь высказать свое мнение по сути вопроса.
Следует отметить, что с учетом сложившейся практики реализации положений части третьей статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации (в отношении работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и членов их семей) компенсация, как правило, производится из расчета не свыше пяти тонн на семью на основании предоставления соответствующих перевозочных документов пропорционально весу провозимого груза, независимо от тоннажности контейнера.
По сообщению Минтранса России (в связи с запросом Минтруда России по вопросу отсутствия у транспортных компаний, осуществляющих перевозку багажа лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 3- и 5-тонных контейнеров) в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 111 и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 33 в Российской Федерации допускается перевозка железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - груз) в крупнотоннажных контейнерах и крытых вагонах.
На станции отправления в один крупнотоннажный контейнер (крытый вагон) допускается размещать груз, принадлежащий одному или нескольким отправителям, при этом станция назначения груза может совпадать, а может и не совпадать. В любом случае груз нескольких отправителей в одном крупнотоннажном контейнере (крытом вагоне) принимается к перевозке.
Следует отметить, что прием и выдача мелких отправок грузов в крупнотоннажных контейнерах производится только на станциях открытых для работы с грузами, поступающими мелкими отправками.
Существует несколько вариантов совместной перевозки грузов независимо от станции назначения: с использованием и без использования услуг транспортно-экспедиционных компаний, деятельность которых установлена законодательством Российской Федерации.
Директор Департамента |
В.Ф. Колбанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.