Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 октября 2017 г. N 03-03-05/64008
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о применении положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации в части распределения расходов автономного учреждения между деятельностью, осуществляемой в рамках государственного задания, и деятельностью, приносящей доход, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на автономные учреждения - получателей средств целевого финансирования в виде субсидий, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Пунктом 1 статьи 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом согласно статье 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая положения вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и не подлежат распределению в пропорции согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ.
Правовое положение деятельности автономных учреждений определены соответственно Федеральными законами от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Согласно положениям указанных федеральных законов автономные учреждения создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.
При этом автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ).
Учитывая вышеизложенное к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, относятся фактически осуществленные расходы, рассчитанные исходя из нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Если полученные субсидии, рассчитанные с учетом указанных нормативных затрат, не покрывают всех расходов по выполнению государственного задания, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, которые поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
В этом случае, если затраты, покрываемые за счет доходов полученных от предпринимательской деятельности, относятся и к деятельности приносящей доход и к деятельности по выполнению государственного задания, автономное учреждение вправе их распределить в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.