Введение
1. Настоящая методика разработана во исполнение приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", паспорт которой утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. N 12).
2. Целью настоящей методики является определение порядка расчета оценки уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
3. Расчет оценки уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, производится на основе социологического исследования - опроса представителей организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
4. В методике представлен порядок построения выборочной совокупности и инструментарий для проведения опроса.
5. В методике используются следующие термины и определения:
5.1. Квотная выборка - метод отбора единиц для исследования, с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями;
5.2. Паспортичка - сведения о респонденте, исключая персональные данные;
5.3. Объем выборки - количество единиц, отобранных для исследования из всей совокупности организаций;
5.4. Корреляционный анализ - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами;
5.5. Факторный анализ - метод комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
5.6. ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти;
5.7. ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
5.8. СПАРК - система профессионального анализа рынков и компаний. Крупнейшая база данных по компаниям России, Украины и Казахстана с широким спектром аналитических возможностей.
Выборка
6. Необходимо построить квотную выборку, репрезентирующую бизнес России по численности по трем показателям: регион, категория предприятия (малый, крупный, средний бизнес), отрасль (укрупненно по ОКВЭД), при этом у Росстата отсутствует статистика по крупному бизнесу. Такая статистика присутствует в базе данных СПАРК. СПАРК и Росстат используют разные версии ОКВЭД. Проблема решается совмещением баз СПАРК и Росстата, корректировкой паспортички в анкете. Для контроля необходимо запросить статистику ФНС России по численности по трем показателям: регион, категория предприятия (малый, крупный, средний бизнес), отрасль (укрупненно по ОКВЭД). При опросе не будут опрашиваться головные компании сетевых организаций (холдингов, торговых сетей и т.д.), будут опрашиваться юридические лица сети - филиалы, дочерние компании.
7. Для оценки уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в разрезе ФОИВ необходимо иметь статистику по структуре объектов контроля (надзора) каждого ФОИВ по трем показателям: регион, категория предприятия (малый, крупный, средний бизнес), отрасль (укрупненно по ОКВЭД). Необходимо запросить статистику у ФОИВ.
8. Объем выборки должен быть достаточным для проведения анализа в разрезе ФОИВ.
Методика расчета значения показателя "Уровень административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность"*
9. Переменные, участвующие в расчете показателя:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
13.1. Вопрос 3. Оцените, пожалуйста, уровень административной нагрузки на Ваш бизнес по каждому ФОИВ, под надзор (контроль) которых подпадает ваш бизнес (среднее по шкале: 1 - очень низкий, 5 - очень высокий).
13.2. Вопрос 4. Как за последний год изменилась административная нагрузка на ваш бизнес по каждому ФОИВ, под надзор (контроль) которых подпадает ваш бизнес (среднее по шкале: 1 - сильно снизилась, 5 - сильно возросла)?
13.3. Вопрос 5. Оцените, пожалуйста, насколько сильное влияние на текущую деятельность вашего бизнеса оказывает взаимодействие с ФОИВ на каждом перечисленном этапе контроля (надзора) (среднее по шкале: 1 - очень слабое влияние, практически не оказывает воздействие на бизнес-процессы, 5 - очень сильное влияние, тормозит бизнес-процессы).
13.4. Вопрос 6А. Как Вы считаете, является ли затраченное время, связанное с плановыми мероприятиями контроля (надзора) со стороны ФОИВ, избыточным (процент респондентов, которые ответили "да")?
13.5. Вопрос 6. На сколько процентов можно было бы сократить время, потраченное на контроль (надзор) данного ФОИВ? (средний процент, на который можно сократить время, потраченное на контроль (надзор) данного ФОИВ)?
13.6. Вопрос 7. Отметьте утверждения, которые являются верными относительно процесса взаимодействия Вашего бизнеса с ФОИВ, под контроль (надзор) которых он подпадает (процент отметивших согласие с утверждением).
13.7. Вопрос 9. Как Вы оцениваете следующие аспекты деятельности ФОИВ (среднее по шкале 1 - очень плохо, 5 - отлично)?
13.8. Вопрос 13. Оцените, пожалуйста, насколько сильное влияние на текущую деятельность Вашего бизнеса оказывает внеплановое взаимодействие Вашего бизнеса с ФОИВ в рамках контроля (надзора) (среднее по шкале: 1 - очень слабое влияние, практически не оказывает воздействие на бизнес-процессы, 5 - очень сильное влияние, тормозит бизнес-процессы).
10. Переменные, участвующие в расчете показателя, можно условно разбить на три группы (рисунок 1. Структура показателя).
Структура показателя
11. По мере необходимости в анкету можно будет добавлять новые переменные, в том числе в раздел для расчета значения Показателя, в соответствии с данной структурой.
Пример расчета значения показателя "Уровень административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность"
12. Статистическая структура переменных
12.1. Проведен корреляционный анализ между всеми переменными и вариантами их закрытий. Статистически значимых корреляций обнаружено не было. Поэтому на следующем этапе (0) средние баллы по каждой переменной можно считать отдельно, затем сводить в общий показатель.
12.2. По каждой многокомпонентной переменной (вопросы 5, 7, 9) проведен факторный анализ внутренней структуры ответов. Четкая факторная структура была обнаружена только по переменной 7 для всех ФОИВ. Следовательно, по переменным 5 и 9 средние баллы высчитываются средним арифметическим баллов всех компонентов. По переменной 7 необходимо сначала рассчитать средний балл по каждой из пяти составных (факторных) частей, в которые объединились компоненты переменной, а затем средним арифметическим высчитывать средний балл по переменной.
Расчет баллов
13. Переменные, участвующие в расчете показателя, - разнотипные: измеряются в процентах, баллах и т.д. Поэтому для дальнейшей работы все переменные были переведены в баллы. Процедура проведена таким образом, чтобы наименьшее значение баллов соответствовало позитивной ситуации, а наибольшее - негативной.
14. Баллы присваиваются с разной степенью сложности в зависимости от структуры переменных.
14.1. Пример расчета среднего балла однокомпонентной переменной - в таблице 1. Пример расчета среднего по однокомпонентной переменной 3 1.
14.2. Пример расчета среднего балла многокомпонентной переменной, не имеющей факторной структуры, - в таблице 2.
14.3. Пример расчета среднего балла многокомпонентной переменной, имеющей факторную структуру, - в таблице 3.
Сведение переменных в общий показатель
15. Общий показатель измеряется в баллах. Баллы - это оценки респондентов, ответивших на каждый вопрос, участвующий в формировании общего показателя. Баллы по каждой переменной, участвующей в общем показателе, присваиваются, исходя из принципа: 1 - очень низкий уровень административной нагрузки, 5 - очень высокий уровень административной нагрузки. Общий показатель находится в диапазоне от 8 до 40 баллов, при этом 8 - очень низкий уровень административной нагрузки, 40 - очень высокий уровень административной нагрузки.
16. Для расчета значения общего показателя предлагается следующая последовательность действий:
16.1. рассчитываем средние значения по каждой из 8 переменных (9), формирующих общий показатель;
16.2. средние значения по вопросам 6А, 6 и 7 переводим в пятибалльную шкалу, поскольку они измеряются в процентах;
16.3. для расчета средних баллов по переменным 6А, 6, а также факторной группе 7.1 переменной 7 осуществляем перевод пропорционально, где 100% соответствуют 5 баллам (негативная ситуация);
16.4. для расчета средних баллов по факторным группам 7.1, 7.2, 7.4, 7.5 переменной 7 используем следующую формулу:
,
где Si - баллы по вопросам 7.1, 7.2, 7.4, 7.5; Ki - средние значения баллов по каждому вопросу.
Данный расчет необходимо сделать, поскольку значение этих переменных 100% означает позитивную ситуацию, в отличие от остальных переменных;
16.5. усредняем полученные баллы по факторным группам 7.1-7.5 переменной 7;
16.6. для расчета баллов по переменной 9 переводим шкалу вычитанием из 6 полученных баллов в связи с тем, что переменная 9 предполагает противоположную систему присвоения баллов: 1 - очень плохо, 5 - отлично;
17. Уровень административной нагрузки по выборке в целом - 21,25 балла из 40 возможных (таблица 4).
18. Аналогичным образом предлагается рассчитывать значение Показателя по различным группам (например, в разрезе ФОИВ).
______________________________
* Проект методики расчета показателя разработан на основе результатов пилотного опроса. Анкета пилотного опроса - в Приложении 1. Проект анкеты для проведения нулевого замера - в Приложении 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика оценки уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (утв. протоколом заседания проектного комитета от 19 июля 2017 г. N 50(8))
Текст методики официально опубликован не был