Заключение Счетной палаты РФ от 11 октября 2017 г. N ЗСП-168/03-01
на проект федерального закона N 274631-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации
(протокол от 10 октября 2017 г. N 55К (1200)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 274631-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 29 сентября 2017 г. N 71).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается внести изменения в главы 22 "Акцизы", 25 "Налог на прибыль организаций", 30 "Налог на имущество организаций", 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми уточняется определение для целей налогообложения средних дистиллятов и вводится институт свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов; увеличиваются с 1 января и с 1 июля 2018 года ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, с 1 января 2018 года - на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л. с, налогоплательщикам предоставляется право в соответствии с законами субъектов Российской Федерации на уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств (инвестиционный налоговый вычет);
изменяется срок передачи полномочий субъектам Российской Федерации по установлению налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества с 2018 года на 2019 год.
Кроме того, законопроектом предлагается сохранить экономически обоснованный уровень фискальной нагрузки по уплате страховых взносов для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
Законопроектом предлагается дополнить главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации статьей 179.6 "Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов", предусматривающей порядок получения такого свидетельства. При этом срок действия указанного свидетельства законопроектом не определен.
Кроме того, пунктом 11 проектируемой статьи 179.6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи аннулирования свидетельства, одним из которых является представление организацией соответствующего заявления в произвольной форме.
Вместе с тем согласно подпункту 1 пункта 5 указанной статьи представление заявления о выдаче свидетельства не в соответствии с формой является основанием для отказа в выдаче свидетельства.
Также основанием для аннулирования свидетельства является прекращение права собственности (права владения и (или) пользования) на производственные мощности по переработке средних дистиллятов, указанные в свидетельстве, либо прекращение действия договора об оказании услуг по переработке средних дистиллятов или аннулирование действия свидетельства у организации, непосредственно осуществляющей переработку средних дистиллятов в соответствии с таким договором, в случае если основанием для выдачи свидетельства был договор об оказании услуг по переработке средних дистиллятов, заключенный с такой организацией (подпункт 5 пункта 11 статьи 179.6 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта).
При этом обязанность организации по уведомлению налогового органа о наступлении указанных событий, а также срок такого уведомления законопроект не устанавливает.
В части страховых взносов законопроектом вносятся изменения в статью 420 главы 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности. Однако предложенный объект обложения не имеет стоимостной, количественной или физической характеристики.
Также законопроектом при отсутствии в материалах к нему каких-либо обоснований предлагается установить для указанных плательщиков фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 26 545 рублей за расчетный период.
Согласно законопроекту фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен обеспечивать формирование за каждый календарный год величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в соответствии с частью 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в размере не менее 1. По нашему мнению, такой порядок формирования права на страховую пенсию ставит рассматриваемую категорию застрахованных лиц в преимущественное положение по сравнению с наемными работниками, для которых получение такой же величины индивидуального пенсионного коэффициента не гарантировано в случаях недостаточного размера заработной платы.
Помимо этого отмечаем, что принятие рассматриваемых изменений создает неравные условия для граждан, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию согласно статье 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", осуществляющих уплату страховых взносов в настоящее время так же, как и плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в зависимости от минимального размера оплаты труда и для которых соответствующие изменения не предусматриваются.
Кроме того, законопроектом устанавливается новый порядок расчета страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусматривающий установление единого фиксированного размера в 5 840 рублей.
При этом принцип установления фиксированного размера взносов с учетом суммарного годового дохода таких плательщиков, примененный для страховых взносов на пенсионное страхование, в системе ОМС отсутствует, что создает неравные условия для данной категории плательщиков.
На основании изложенного законопроект может быть поддержан Счетной палатой Российской Федерации при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.