Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона N 240027-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части регулирования обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу или банковский холдинг)" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект разработан во исполнение пунктов 1.3 и 2 раздела IV Плана мероприятий ("Дорожной карты") по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке (утвержден Правительством Российской Федерации 18.05.2015 N 2984п-П10) и направлен на упрощение механизма идентификации с учетом специфики деятельности идентифицируемых лиц, а также субъектов исполнения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), которые проводят процедуру идентификации.
Законопроектом предлагается закрепить право на обмен и использование информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу или банковский холдинг. При этом законопроектом предусматривается возможность создания участниками банковской группы (банковского холдинга) единой информационной системы обмена информации о клиентах, представителях клиента, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
Согласно законопроекту головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга разрабатывает и утверждает целевые правила внутреннего контроля банковской группы или банковского холдинга по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающие в том числе правила обмена информацией, назначает специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также осуществляет контроль за соблюдением данных целевых правил внутреннего контроля.
Требования к целевым правилам внутреннего контроля, в соответствии с законопроектом, должны будут устанавливаться Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Кроме того, законопроектом закрепляются правила об ответственности участников банковской группы или банковского холдинга, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение целевых правил внутреннего контроля. В этом случае головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга сможет принимать решение о запрете для организации, допустившей такое нарушение, пользоваться правом на обмен и использование информации, полученной при проведении идентификации. Данный запрет может быть установлен на срок до одного года.
Также законопроектом предлагается установить, что идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица.
С учетом вышесказанного Комитет отмечает, что принятие законопроекта повысит доступность финансовых услуг для физических и юридических лиц, вследствие отсутствия необходимости повторного представления пакета документов, необходимых для проведения идентификации, при обращении в финансовые организации, являющиеся участниками одной банковской группы или банковского холдинга, а также будет способствовать сокращению сроков приема клиента на обслуживание и издержек на сбор, обработку, и хранение таких документов.
Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний:
1. Согласно положениям статьи 3 и 4 Федерального закона N 115-ФЗ процедура идентификации относится к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим обращаем внимание, что законопроект не предусматривает исключений в части запрета на информирование третьих лиц об осуществляемых мерах по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренного абзацем 4 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ. Указанное обстоятельство создает предпосылки для коллизии норм и влечет правовые риски для субъектов, реализующих нормы Федерального закона N 115-ФЗ.
2. Комитет отмечает, что при сопоставлении положений Федерального закона N 115-ФЗ и законопроекта не возможно однозначно уяснить, распространяется ли право на обмен информацией, полученной при идентификации, на случаи упрощенной идентификации.* Указанная неопределенность нуждается в дополнительной проработке.
3. Считаем, что положения законопроекта, предусматривающие обязанность назначения специального должностного лица, ответственного за реализацию целевых правил внутреннего контроля, создают правовую неопределенность в части определения организации, сотрудником которой он должен являться.
По нашему мнению, из анализа абзацев 9 и 10 статьи 3 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции законопроекта не представляется возможным однозначно определить: необходимо ли назначение указанного лица в каждом из участников банковской группы (банковского холдинга) или специальное должностное лицо, ответственное за реализацию целевых правил внутреннего контроля, должно быть сотрудником головной кредитной организации банковской группы или головной организации банковского холдинга.
4. В дополнительной проработке нуждается вопрос о том, как соотносятся проектируемые положения о праве на обмен и использование информацией, полученной при проведении идентификации, с правилами о банковской тайне (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). В целях нивелирования правовых рисков кредитных организаций, полагаем возможным установить в законопроекте положение, согласно которому передача сведений о клиенте в рамках процедуры, предусмотренной абзацем 1 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции законопроекта, не является разглашением банковской тайны.
5. С учетом положений статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" для передачи персональных данных внутри банковской группы или банковского холдинга требуется получение согласие субъекта персональных данных. Считаем полезным проработать возможность внесения в законопроект указания на то, что передача персональных данных в порядке, предусмотренном пунктом 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции законопроекта, осуществляется без получения согласия субъекта персональных данных.
6. Обращаем внимание, что в абзаце 1 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции законопроекта определены организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга. В то же время в абзаце 2 данного пункта указаны организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (общий термин, включающий, в том числе организации, являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга). При этом, например, в абзаце 4 данного пункта, содержащем одновременно ссылки на его абзацы 1 и 2, определены организации, являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга.
Комитет считает необходимым унифицировать использование указанных понятий с целью устранения предпосылок для неоднозначного толкования проектируемых норм в части определения круга лиц, на которых может распространяться действие положений законопроекта.
7. Согласно проектируемому пункту 2.1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ участники банковской группы или банковского холдинга могут воспользоваться правом на обмен информацией, полученной при проведении идентификации, только при условии, что у банковской группы, банковского холдинга есть целевые правила внутреннего контроля, содержащие "программу идентификации" клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца и "программу хранения, обновления и обмена информацией и документами между участниками банковской группы, банковского холдинга". Комитет отмечает, что данные понятия не имеют определения на законодательном уровне и нуждаются в дополнительной конкретизации.
8. По мнению Комитета, положения части 2 статьи 13 и абзаца 4 пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции законопроекта нуждаются в соотнесении с положениями абзаца 2 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции законопроекта, предусматривающего обязательность предоставления соответствующей информации и документов по запросу организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом в части дополнительной конкретизации исключений из данного правила.
9. Положения проектируемого абзаца 1 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ об обновлении информации и установлении сведений в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ, по нашему мнению, нуждаются в соотнесении с положениями указанного подпункта. В этой связи обращаем внимание, что указанным подпунктом предусмотрена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению указанных в названном подпункте лиц.** По нашему мнению, указанный подпункт целесообразно дополнить указанием на предлагаемую законопроектом процедуру обмена информацией, полученной при идентификации, в рамках банковской группы, банковского холдинга.
10. Учитывая необходимость принятия подзаконного акта, предусмотренного абзацем 5 пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции законопроекта и руководствуясь частью 1.2 статьи 125 Регламента Государственной Думы, Комитет информирует Банк России о необходимости представить ко второму чтению подробное изложение основных нормативных предписаний указанного нормативного акта.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
_____________________________
* Упрощенная идентификация - совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента -физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов (статья 3 Федерального закона N 115-ФЗ).
** Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе обязаны "принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;" (подпункт 1 пункта 1 статьи 73 Федерального закона N 115-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.