Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 287822-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
(утв. решением Комитета от 9 ноября 2017 г. N 51/5)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 287822-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон):
1) в статье 1 Федерального закона предлагается уточнить определение резидента в отношении физических лиц, считая резидентами всех физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, независимо от места их постоянного проживания (пункт 1 статьи 1 проекта). При этом физические лица - резиденты, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней, не обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (абзац второй подпункта "а" пункта 3 статьи 1 проекта). Также к таким лицам не применяются требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные статьей 12 Федерального закона (абзац второй подпункта "з" пункта 3 статьи 1 проекта);
2) в статье 9 Федерального закона (пункт 2 статьи 1 проекта) предлагается расширить круг валютных операций, допускаемых между резидентами, за счет операций между резидентами по выплате сумм, связанных с исполнением сотрудниками резидентов своих служебных (трудовых) обязанностей за рубежом, а также за счет совершаемых за пределами территории Российской Федерации операций между физическими лицами - резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней;
3) в статье 12 Федерального закона (пункт 3 статьи 1 проекта):
уточняется налоговый орган по месту учета резидента - физического лица, не имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации и имущества на территории Российской Федерации;
исключается требование об обязательном предъявлении физическим лицом-резидентом уполномоченному банку при первом переводе на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления;
расширяются разрешенные случаи зачисления денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в том числе открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ;
физические лица - резиденты наделяются правом без ограничений осуществлять валютные операции, в том числе связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с установленным законом порядком на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации;
определяется порядок взаимодействия физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет 183 дня и менее, с налоговыми органами;
4) в статье 23 Федерального закона уточняются документы, которые вправе запрашивать агенты валютного контроля у физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней, а также у сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и др.
Статья 2 проекта устанавливает срок вступления закона в силу (с 1 января 2018 года), а также порядок применения его норм в отношении физических лиц, в 2017 году постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, и в отношении счетов граждан Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, целью разработки законопроекта является упрощение валютного регулирования и валютного контроля. Принятие проектируемых норм повлечет за собой снижение избыточной нагрузки на банки по контролю за операциями своих клиентов - физических лиц за рубежом и облегчение гражданам, которые работают и учатся за рубежом, взаимодействия с органами валютного контроля.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем, Комитет отмечает, что 3 октября 2017 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 276427-7 "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", который дублирует ряд положений рассматриваемого законопроекта, что должно быть устранено при доработке проекта ко второму чтению. Также по законопроекту имеется ряд редакционных и юридико-технических замечаний, которые могут быть учтены при его доработке ко второму чтению.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 287822-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.