Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.Н. Игошиным, Е.А. Федоровым, А.Г. Аксаковым и другими
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на создание механизма государственной поддержки инновационной деятельности. В частности, законопроектом предусматриваются такие меры поддержки, как:
- государственная финансовая поддержка в виде создания специального налогового режима для лиц, осуществляющих безвозмездное инвестирование собственных средств в инновационную деятельность;
- налоговое стимулирование в форме инновационного налогового кредита;
- налоговое стимулирование в виде освобождения от налогообложения ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации продукции (товаров), необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Признавая важность создания и поддержки деятельности, направленной на реализацию новых инновационных разработок, тем не менее, Комитетом законопроект не поддерживается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кроме того, Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ указанная статья Налогового кодекса дополнена положением, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. Тем не менее, данный проект федерального закона, не относящегося к актам законодательства о налогах и сборах, содержит положения, направленные на регулирование правоотношений, являющихся предметом регулирования законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 18 законопроекта предусмотрена такая форма государственной финансовой поддержки инновационной деятельности, как введение специального налогового режима для лиц, осуществляющих безвозмездное инвестирование собственных средств в инновационную деятельность. Основания и порядок пользования специальным налоговым режимом для данной категории лиц предлагается установить Налоговым кодексом.
В то же время, учитывая, что законопроект не предлагает редакцию соответствующей главы части второй Налогового кодекса, не представляется возможным установить экономическую сущность указанного специального налогового режима, а также основные элементы налогообложения, целесообразность такой меры нуждается в дополнительном обсуждении и обосновании, в том числе с учетом возможных потерь соответствующих бюджетов.
Параграф 2 законопроекта посвящен вопросам налогового и таможенного стимулирования инновационной деятельности. В качестве одной из форм налогового стимулирования законопроектом предлагается использование инновационного налогового кредита.
Законопроектом предусматривается возможность предоставления инновационного налогового кредита без уплаты начисленных процентов. Кроме того, для отдельных субъектов инновационной деятельности, успешно внедривших результаты научной и научно-технической деятельности и начавших выпуск инновационной продукции с перспективой получения доходов в будущем, предусматривается возможность отмены обязанности по уплате не только процентов, но и налога, по которому был предоставлен инновационный налоговый кредит. Указанное, по мнению Комитета, не соответствует основам законодательства о налогах и сборах, в соответствии с которыми каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом, требуют уточнения те определения, понятия и категорий, которые используются в пунктах 4 и 5 статьи 19 законопроекта.
Также обращается внимание на отсутствие в законопроекте соответствующих поправок в часть первую Налоговую кодекса, раскрывающих механизм предоставления инновационного налогового кредита.
При этом, следует учитывать, что в части первой Налогового кодекса предусмотрен механизм предоставления инвестиционного налогового кредита, которым вправе воспользоваться также и субъекты инновационной деятельности. Так, статьей 67 Налогового кодекса предусмотрено предоставление инвестиционного налогового кредита, в том числе, в случаях: проведения организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; осуществления организацией внедренческой или инновационной деятельности.
С учетом изложенного, целесообразность введения института инновационного налогового кредита требует дополнительного обоснования.
Статьей 20 законопроекта предусматривается возможность освобождения субъектов инновационной деятельности от уплаты налогов на ввозимую ими на таможенную территорию Российской Федерации продукцию (товары), необходимую им для осуществления инновационной деятельности. Основания и порядок такого освобождения от налогообложения предлагается установить в Налоговом кодексе.
По мнению Комитета, на этапе таможенного контроля представляется трудноосуществимой проверка таможенными органами вопросов отнесения (неотнесения) налогоплательщика НДС к категории субъекта инновационной деятельности, необходимости этому субъекту инновационной деятельности ввозимого на территорию Российской Федерации товара для осуществления инновационной деятельности, а также вопроса осуществления (неосуществления) этим субъектом инновационной деятельности предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
При этом обращается внимание, что перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) при ввозе на территорию Российской Федерации, содержится в статье 150 Налогового кодекса. Вместе с тем, соответствующие поправки в указанную статью Налогового кодекса в законопроекте не приведены.
В отношении норм законопроекта, предлагаемых в области таможенного дела, Комитет обращает внимание на следующее.
Статьей 4 законопроекта определено, что государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется ее субъектам. Кроме того, статьей 6 проекта федерального закона предусмотрена система мер таможенного стимулирования инновационной деятельности, установленных в Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе" и направленных на минимальные затраты и короткие сроки при совершении таможенных процедур в отношении субъектов инновационной деятельности.
Обращаем внимание, что законопроектом не определено, что относится к субъектам инновационной деятельности.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Закон) отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
В соответствии со статьей 324 Закона статьи 1 - 357.9, пункты 2 и 3 статьи 357.10, статьи 358 - 439 Таможенного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу с 29 декабря 2010 года, а с 1 октября 2011 года Таможенный кодекс Российской Федерации утратил силу в целом. Таким образом, прямые ссылки на Таможенный кодекс Российской Федерации в законопроекте (абзац второй части 1 статьи 6, части 2, 3 статьи 21) являются некорректными. Одновременно обращаем внимание, что в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз), правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. С 1 января планируется вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.
В данных международных договорах и в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле отсутствуют такие используемые в законопроекте понятия, как таможенная территория Российской Федерации, российский товар, таможенное стимулирование, таможенное оформление, таможенные режимы и т.д.
В части 3 статьи 21 законопроекта говорится о предоставлении таможенному органу документов о соблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 2 Закона в Российской Федерации применяются запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.
Таким образом, ссылка в законопроекте на законодательство Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности противоречит законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
Статьей 21 законопроекта предусмотрено, что таможенные органы оказывают содействие декларантам российских инновационных товаров при производстве таможенного оформления в формах, не запрещенных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данная норма противоречит статье 12 Закона, устанавливающей исчерпывающий перечень функций таможенных органов.
Исходя из вышеизложенного, Комитетом по бюджету и налогам проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" в предложенной редакции не поддерживается.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.