Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 26 ноября 2008 г. N 1116
Городская целевая программа
"Развитие инновационно-инвестиционной деятельности
и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным
комплексом по решению задач социально-экономического развития
города Новосибирска" на 2009 - 2011 годы
25 марта, 20 мая 2009 г.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 20 мая 2009 г. N 1238 в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного решения
Паспорт
городской целевой программы "Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска" на 2009 - 2011 годы
Наименование Программы |
Городская целевая программа "Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска" на 2009 - 2011 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
Заказчик Программы |
Мэрия города Новосибирска |
Разработчик Программы |
Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска |
Цель Программы |
Обеспечение социально-экономического развития города Новосибирска на основе устойчивого экономического роста путем существенного увеличения доли инноваций в промышленном производстве и эффективной занятости высококвалифицированным трудом в соответствии с основными направлениями стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года |
Задачи Программы |
Создание организационно-технических и финансово-экономических условий для перехода к инновационному характеру развития экономики и увеличения темпов роста промышленного производства; развитие инфраструктуры инновационной системы для обеспечения успешной коммерциализации научных разработок; увеличение объемов инвестиций, развитие научно-производственной интеграции для повышения структурно-технологического уровня промышленности; рост заработной платы в научно-промышленном комплексе города Новосибирска и увеличение налогооблагаемой базы города Новосибирска; позиционирование города Новосибирска как инновационной площадки международного уровня; содействие кадровому обеспечению научно-промышленных организаций города Новосибирска |
Сроки реализации Программы |
2009 - 2011 годы |
Исполнители Программы |
Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, администрации районов города Новосибирска, муниципальные учреждения и предприятия города Новосибирска, МП "НОВИНКОР" (по согласованию), администрация Новосибирской области (по согласованию), Президиум Сибирского отделения Российской академии наук (по согласованию), Президиум Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (по согласованию), Президиум Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (по согласованию), Новосибирская городская торгово-промышленная палата (по согласованию), Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (по согласованию), вузы (по согласованию), промышленные и научные организации города Новосибирска (по согласованию), консалтинговые и финансово-кредитные организации (по согласованию), ФГУ "Новосибирский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), Ассоциация "СибАкадемИнновация" (по согласованию), Некоммерческое партнерство "СибАкадемСофт" (по согласованию), ООО "ITE Сибирская ярмарка" (по согласованию), Некоммерческое партнерство Ассоциация "Сибирская промышленная гидравлика и пневматика" (по согласованию), Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (по согласованию), Международная ассамблея столиц и крупных городов (по согласованию), Всемирная ассоциация технополисов (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование Программы осуществляется в объеме 3044093,8 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета города - 348593,8 тыс. рублей, из них: 2009 год - 78593,8 тыс. рублей; 2010 год - 130000,0 тыс. рублей; 2011 год - 140000,0 тыс. рублей; за счет привлеченных средств - 2695500,0 тыс. рублей, из них: 2009 год - 804500,0 тыс. рублей; 2010 год - 894400,0 тыс. рублей; 2011 год - 996600,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организаций по чистым видам деятельности (с учетом малых предприятий) с 162,4 млрд. рублей в 2008 году до 267,0 млрд. рублей по итогам 2011 года; увеличение объемов инвестиций в основной капитал крупных и средних промышленных предприятий с 11,0 млрд. рублей в 2008 году до 14,1 млрд. рублей по итогам 2011 года; расширение налогооблагаемой базы и повышение доходности бюджета города Новосибирска; оптимизация структуры экономики, увеличение доли инновационной высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, увеличение экспортного потенциала; улучшение условий и производительности труда, рост среднемесячной заработной платы на одного работника в промышленности до 35 тыс. рублей |
Контроль за исполнением Программы |
Мэрия города Новосибирска; Совет депутатов города Новосибирска |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основу экономического потенциала города Новосибирска формируют две ведущие отрасли - наука и промышленность, которые обеспечили динамичный рост экономики города Новосибирска в последней четверти прошлого века и определяют перспективы его развития на ближайшие десятилетия. Основным условием развития экономического потенциала и достижения цели стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года является формирование модели инновационной экономики города Новосибирска, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.
С 1999 года промышленность города имеет положительную динамику. В целом за период 2004 - 2008 гг. объем промышленного производства увеличился в 2,9 раза, в том числе за период 2006 - 2008 гг. - в 1,6 раза. В 2008 году ожидаемый объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленного характера составит 162,4 млрд. рублей (70,5 % объема промышленного производства Новосибирской области) или 119,4 % в действующих ценах к уровню прошлого года. Доля прибыльно работающих предприятий в 2008 году превышает 77 %.
В 2004 - 2008 гг. при муниципальной поддержке в размере около 49 млн. рублей в форме субсидий для компенсации части процентной ставки по кредитам и компенсации части лизинговых платежей промышленными предприятиями реализованы (реализуются в настоящее время) инвестиционные проекты общей инвестиционной емкостью около 3,4 млрд. рублей, при этом привлеченные средства банков и лизинговых компаний составили более 2,5 млрд. рублей.
В последние годы наметилась прогрессивная тенденция как значительного роста объема инвестиций в основной капитал промышленных предприятий, так и увеличения роста доли привлеченных средств в структуре инвестиций.
Динамика объемов промышленного производства позволила выйти на экономически сбалансированное соотношение и с 2003 года темпы роста производительности труда опережают рост заработной платы. Номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях выросла за период 2003 - 2008 гг. в 5,1 раза (с 3,3 тыс. рублей в 2003 году до 16,9 тыс. рублей в первом полугодии 2008 года).
В Новосибирской области эффективно работают более 400 малых и средних предприятий в научно-технической сфере. По итогам 2007 года этими предприятиями произведено продукции на сумму около 29 млрд. рублей.
Таким образом, за последние годы по основным макроэкономическим показателям удалось достигнуть, а по темпам роста объемов промышленного производства превзойти общероссийский уровень и заложить основы для роста инвестиционной и инновационной активности предприятий.
Таблица 1
Основные показатели развития промышленности
города Новосибирска за 2003 - 2008 годы
N п. |
Наименование |
Годы |
|||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организаций по чистым видам деятельности (с учетом малых предприятий), млрд. рублей |
55,4 |
73,5 |
103,0 |
120,0 |
136,0 |
162,4 |
2 |
Инвестиции в основной капитал крупных и средних промышленных предприятий, млрд. рублей |
3,29 |
4,7 |
5,5 |
6,67 |
9,28 |
11,0 |
3 |
Среднемесячная заработная плата одного работающего (по крупным и средним промышленным предприятиям), тыс. рублей |
6,0 |
7,4 |
9,2 |
11,4 |
14,4 |
18,2 |
Разработка городской целевой программы "Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) обусловлена:
новыми требованиями к уровню технологий промышленной и социально-бытовой сферы и усилением конкуренции в условиях нарастающей глобализации и регионализации экономики;
необходимостью создания организационно-технических и финансово-экономических условий для перехода к инновационному характеру развития экономики;
необходимостью более полного использования возможностей как производственного, так и научного потенциала, дальнейшего развития инфраструктуры города Новосибирска, при координирующей роли органов местного самоуправления города Новосибирска с целью роста экономики города, увеличения темпов роста промышленного производства и налогооблагаемой базы;
длительными сроками реализации инвестиционных и инновационных проектов, получающих муниципальную поддержку.
Остаются нерешенными внутренние проблемы промышленной сферы экономики города Новосибирска:
низкий организационно-технологический уровень производства;
недостаточность собственных средств промышленных предприятий на развитие;
неразвитость инновационной инфраструктуры в промышленной сфере;
неблагоприятные отраслевые структурные сдвиги;
низкий уровень рентабельности машиностроения в сравнении с другими секторами экономики;
отсутствие системы закрепления, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требуемой профессионально-квалификационной структурой.
Технологический уровень промышленно-производственного комплекса города Новосибирска определяется эффективностью прикладного использования научного и инновационного потенциала. Значительная концентрация научно-исследовательских и образовательных организаций, высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса, организаций малого наукоемкого бизнеса создает благоприятные условия для перехода на инновационный путь развития на основе высоких технологий с привлечением зарубежных и отечественных инвестиций.
Учитывая приоритеты развития науки и технологий, конкурентные преимущества города Новосибирска, в настоящее время начато создание фармкластера, предлагается создать технологические кластеры по направлениям: силовой электроники, оптоэлектроники, энергетического машиностроения, биотехнологий, индустрии информационных систем.
Реализация Программы позволит создать условия для формирования в городе Новосибирске конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для обеспечения устойчивого экономического роста и роста благосостояния жителей города Новосибирска.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение социально-экономического развития города Новосибирска на основе устойчивого экономического роста путем существенного увеличения доли инноваций в промышленном производстве и эффективной занятости высококвалифицированным трудом в соответствии с основными направлениями стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года.
Задачи Программы:
создание организационно-технических и финансово-экономических условий для перехода к инновационному характеру развития экономики и увеличения темпов роста промышленного производства;
развитие инфраструктуры инновационной системы для обеспечения успешной коммерциализации научных разработок;
увеличение объемов инвестиций, развитие научно-производственной интеграции для повышения структурно-технологического уровня промышленности;
рост заработной платы работников, занятых в научно-промышленном комплексе города Новосибирска, и увеличение налогооблагаемой базы города Новосибирска;
позиционирование города Новосибирска как инновационной площадки международного уровня;
содействие кадровому обеспечению научно-промышленных организаций города Новосибирска.
3. Направления реализации Программы
Направлениями реализации Программы являются:
финансовая поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, муниципальных учреждений и предприятий, финансовая поддержка закрепления кадров;
информационная, консультационная и организационная поддержка организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска;
содействие коммерциализации научных разработок и передовых технологий;
разработка перспективных программ, планов и эффективных механизмов развития науки и промышленности (в том числе отдельных видов деятельности);
развитие межрегионального и международного сотрудничества для увеличения экспортного потенциала, позиционирования города Новосибирска как инновационной площадки международного уровня.
4. Механизм и контроль за ходом реализации Программы
Реализация Программы основана на взаимодействии структурных подразделений мэрии города Новосибирска, научных, промышленных, финансово-кредитных, общественных и других организаций города, вузов на принципах взаимовыгодного частно-муниципального партнерства при координирующей функции департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.
Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска:
осуществляет оперативное руководство и координацию деятельности исполнителей Программы;
осуществляет планирование и реализацию мероприятий по направлениям реализации Программы;
анализирует выполнение Программы и вносит предложения о корректировке Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 20 мая 2009 г. N 1238 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного решения
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города и привлеченных средств.
Таблица 2
Объем и источники финансирования Программы
6. Оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить динамику изменения основных показателей развития промышленности города Новосибирска в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Индикаторы эффективности реализации Программы
N п. |
Индикаторы эффективности реализации Программы |
Единица |
Год |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организаций по чистым видам деятельности (с учетом малых предприятий) |
млрд. |
192,8 |
226,9 |
267,0 |
2 |
Выработка на одного работающего в промышленности |
млн. |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
3 |
Среднемесячная заработная плата одного работающего (по крупным и средним промышленным предприятиям) |
тыс. |
22,5 |
28,0 |
35,0 |
4 |
Инвестиции в основной капитал крупных и средних промышленных предприятий |
млрд. |
12,3 |
13,3 |
14,1 |
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 20 мая 2009 г. N 1238 в раздел 7 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного решения
7. План мероприятий и финансового обеспечения Программы
Примечание: Используемые сокращения:
ДПИиП - департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска;
ДТиДБК - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска;
Пресс-центр - управление по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии города Новосибирска;
НГТПП - Новосибирская городская торгово-промышленная палата;
МАРП - Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий;
НЦСМ - ФГУ "Новосибирский центр стандартизации, метрологии и сертификации";
СО РАН - Сибирское отделение Российской академии наук;
ННЦ СО РАН - Новосибирский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук;
НГТУ - Новосибирский государственный технический университет;
СибГУТИ - Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики;
МП "НОВИНКОР" - муниципальное предприятие "Новосибирская инновационно-инвестиционная корпорация";
СПГиП - некоммерческое партнерство Ассоциация "Сибирская промышленная гидравлика и пневматика";
СО РАМН - Сибирское отделение Российской академии медицинских наук;
СО РАСХН - Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук;
АСДГ - Ассоциация сибирских и дальневосточных городов;
МАГ - Международная ассамблея столиц и крупных городов;
ВАТ - Всемирная ассоциация технополисов.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 26 ноября 2008 г. N 1116 "О городской целевой программе "Развитие инновационно-инвестиционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.