Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2017 г. N 309-КГ17-12073
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевском и в Сысертском районе на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2017 по делу N А60-27966/2016
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного учреждения - детский сад N 316 (далее - МБДОУ Детский сад N 316, учреждение) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевском и в Сысертском районе (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 09.03.2016 N 27/2016 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в части пунктов 35, 36, 37, 38 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установил:
решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы управления по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.02.2016 N 01-01-01-03-15/1742 в период с 08.02.2016 по 10.03.2016 управлением проведена плановая выездная проверка МБДОУ Детский сад N 316, в ходе которой установлено нарушение требований по проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий. В 2015, 2016 годах учреждением заключены договоры с обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-3Д" (далее - ООО "Альфа-3Д"), не имеющим аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение работ по санитарно-эпидемиологическому обследованию и оценке эффективности проведенных дезинсекционных и дератизационных мероприятий, и не имеющим лицензии на медицинскую деятельность на проведение работ по дезинфектологии.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 09.03.2016 и учреждению выставлено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований: п. 35 - обеспечить соблюдение требований к проведению дезинсекционных мероприятий в части проведения данных работ аккредитованными организациями; п. 36 - обеспечить соблюдение требований к проведению дезинсекционных мероприятий в части проведения данных мероприятий организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности; п. 37 - обеспечить соблюдение требований к проведению дератизационных мероприятий в части проведения данных мероприятий организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности; п. 38 - обеспечить соблюдение требований к проведению дератизационных мероприятий в части проведения данных работ аккредитованными организациями.
Полагая свои права нарушенными, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пунктов 35, 36, 37 и 38 предписания недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из несоответствия предписания в оспариваемой части требованиям законодательства и нарушения прав и законных интересов учреждения, поскольку услуги по дезинсекции и дератизации не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, в связи с чем лицензии на оказание этих услуг не требовалось.
Выражая несогласие с выводами судов трех инстанций, административный орган в обоснование своей позиции в кассационной жалобе приводит доводы о том, что предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы МБДОУ Детский сад N 316, поскольку из системного толкования положений Федерального закона Российской Федерации N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона Российской Федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2012, следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности в случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи.
Управление в жалобе указывает, что проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ в рамках санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, является профессиональной деятельностью, требующей медицинского образования, соответственно, эти работы относятся к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. В связи с чем, при проведении санитарно-профилактических мероприятий, образовательные учреждения для выполнения работ по дезинсекции и дератизации должны привлекать организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность. Учреждение, проводя работы по договору с ООО "Альфа-3Д" на биотехнические работы (услуги) по дератизации и дезинсекции, не организовало и не провело санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия, направленные на профилактику инфекционных заболеваний среди воспитанников детского сада в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также административный орган в кассационной жалобе ссылается на разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенные в письмах от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592, от 24.05.2013 N 16и-521/13, и на наличие иной судебной арбитражной практики по вопросу выполнения работ по дезинсекции и дератизации только организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность.
Приведенные доводы управления заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу следует передать с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
передать кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевском и в Сысертском районе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2017 г. N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 114-ПЭК18
09.10.2017 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-27966/16
12.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1787/17
27.01.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18853/16
19.10.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-27966/16