Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 241555-7 "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить основания и порядок изъятия у отдельных субъектов Российской Федерации федеральных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В настоящее время это возможно только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий. Законопроектом закрепляются такие новые основания изъятия переданных полномочий, как:
осуществление этих полномочий федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов Российской Федерации необходимо для реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства;
такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией;
осуществление этих полномочий федеральными органами исполнительной власти необходимо для реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на территории субъекта Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на финансирование осуществления таких полномочий.
Для изъятия полномочий по указанным основаниям, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий, необходимо представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствующей сфере деятельности. Изъятие полномочий в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией либо в связи с проведением международных или общенациональных мероприятий осуществляется также на основании обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Изъятие переданных полномочий в связи с осуществлением федеральными органами власти аналогичных полномочий осуществляется на основании совместного обращения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Изъятие переданных полномочий осуществляется актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в зависимости от того, кто их них осуществляет руководство деятельностью федерального органа исполнительной власти, в сфере деятельности которого находятся соответствующие переданные полномочия.
Предлагаемое законопроектом правовое регулирование позволит изымать переданные субъектам Российской Федерации федеральные полномочия у отдельных субъектов Российской Федерации в экстренных и действительно необходимых случаях и упорядочит процесс такого изъятия. В этой связи законопроект представляется актуальным и востребованным.
Вместе с тем по законопроекту можно отметить следующее.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на универсализацию оснований и порядка изъятия переданных федеральных полномочий. Однако порядок изъятия переданных полномочий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется в законопроекте фрагментарно и сохраняют силу положения, согласно которым такой порядок должен определяться в федеральных законах о передаче полномочий. Не вполне ясно, почему данное основание изъятия полномочий не включено в общий перечень оснований изъятия переданных полномочий, излагаемый в новом пункте 7.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ). Анализ соответствующих федеральных законов показывает, что данный порядок практически не имеет отраслевых особенностей, в целом един и заключается во внесении представления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствующей сфере деятельности, соответственно в Правительство Российской Федерации или Президенту Российской Федерации. В связи с этим предлагаем рассмотреть вопрос об урегулировании данного основания изъятия переданных полномочий в рассматриваемом законопроекте в полном объеме.
Из взаимосвязанных положений абзацев 4 и 5 проектируемого нового пункта 7.3 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не вполне ясно, достаточно ли для принятия решения об изъятии переданных полномочий в случаях чрезвычайных обстоятельств и международных (общенациональных) мероприятий обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или же одновременно необходимо наличие представления соответствующего федерального органа исполнительной власти. В связи с этим предлагается уточнить редакцию данных положений.
Абзацем 11 проектируемого пункта 7.3 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ предусматривается, что со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий нахождение в собственности соответствующего субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для обеспечения осуществления переданных полномочий, не допускается; данное имущество подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в установленном федеральным законом порядке. Вместе с тем согласно абзацу 20 пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, имущество, используемое для осуществления изымаемых полномочий, может быть имуществом, не переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными органами государственной власти, а собственным, в том числе созданным за собственный счет. Безвозмездное изъятие такого имущества в федеральную собственность представляется несправедливым, во всяком случае, если такое имущество поддается перепрофилированию и использованию для осуществления собственных полномочий субъекта Российской Федерации. В связи с этим предлагаем дополнить рассматриваемую норму положением о возможности не только безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность вслед за изъятием переданных полномочий, но и его перепрофилирования.
На законопроект поступило 36 отзывов из 28 субъектов Российской Федерации, все отзывы положительные. При этом мнения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совпали в 8 случаях и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 8 субъектов РФ высказались за принятие закона, ни один субъект Российской Федерации не высказался против принятия закона. Мнение 77 субъектов Российской Федерации не выражено.
На законопроект получены положительные отзывы Правового управления Государственной Думы, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 241555-7 "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.