Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 122881-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве"
("О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях реализации программы реновации, определенной Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон N 4802-I). При этом отмечаем, что нормы, определяющие внесение изменений в статьи 217.1, 220, 264, 333.35 НК РФ, включенные в текст проекта ко второму чтению, не были предметом рассмотрения проекта в первом чтении.
В проекте в контексте равнозначного жилого помещения, предоставленного гражданам согласно положениям Закона N 4802-I, употребляется понятие "доля (доли) в нем". В то же время в соответствии со статьей 7.3 Закона N 4802-I собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения. Таким образом, в специальном законе не предусмотрено предоставление указанным гражданам "доли (долей)" в таких жилых помещениях. Более того, предоставление комнаты в коммунальной квартире или части жилого помещения, составляющей долю в праве общей собственности на отдельную квартиру, не допускается.
Кроме того, в соответствии с положениями главы 16 Гражданского кодекса Российской Федерации термин "доля" употребляется в отношении права общей собственности (доля в праве общей собственности), а согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении жилого помещения используется понятие часть жилого дома, часть квартиры.
В новом абзаце втором пункта 2 статьи 217.1 НК РФ требует уточнения редакция "в срок нахождения в собственности налогоплательщика этого жилого помещения или доли (долей) в нем включается срок нахождения в собственности такого налогоплательщика освобожденных жилых помещений или доли (долей) в нем", учитывая, что на основании действующего абзаца первого указанного пункта определены положения не о включении одного срока в другой, а установлено соотношение срока, в течение которого объект находился в собственности налогоплательщика, и минимального предельного срока владения объектом.
В новом абзаце подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ требует уточнения редакция "с приобретением..... жилого помещения или доли (долей) в нем, предоставленных в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве" (возможно, имеется в виду не предоставленное жилое помещение, а приобретенное за доплату жилое помещение большей площади и (или) жилое помещение, имеющее большее количество комнат). Кроме того, учитывая, что Законом N 4802-I не определены какие-либо ограничения, связанные с такой доплатой, рассматриваемая льгота приведет к установлению неравного положения налогоплательщиков - участников программы реновации и иных налогоплательщиков.
Согласно статье 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Вместе с тем в соответствии с проектируемым подпунктом 48.10 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены расходы определенной унитарной некоммерческой организации, а именно расходы Московского фонда реновации жилой застройки, что имеет индивидуальный характер.
Замечания по проекту юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.