Общие положения
Настоящие методические рекомендации содержат основные положения по организации деятельности Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (далее - Центр).
1. Центр (территориальный, т.е. республиканский - в составе республики, краевой или областной - в составе края или области или городской и т.п.) является специализированным учреждением, координирующим, организующим и осуществляющим профилактические, противоэпидемические, диагностические, лечебные и другие мероприятия, направленные на предупреждение распространения ВИЧ и связанных с ним заболеваний, а также на снижение уровня негативных последствий, вызванных распространением ВИЧ-инфекции на подведомственной Центру территории.
2. Центр является самостоятельным учреждением, созданным в соответствии с законодательством РФ по распоряжению территориальной исполнительной власти, имеет свою гербовую печать и специальные бланки с указанием полного наименования, почтового адреса, телефона, электронной почты.
3. Финансирование деятельности Центров осуществляется за счет средств бюджета субъекта федерации, бюджета Федеральных целевых программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, специальных адресных федеральных средств, выделяемых на осуществление программ по противодействию ВИЧ/СПИД, целевых программ субъектов федерации, городских и иных программ и иных бюджетных средств, выделяемых на осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, а также за счет иных источников финансирования, разрешенных законодательством РФ.
4. Руководитель Центра назначается на должность и освобождается от занимаемой должности в установленном законодательством порядке, ему придаются права главного внештатного специалиста территориального органа управления здравоохранением по вопросам организации и проведения мероприятий по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.
5. Основной задачей Центра является осуществление организационно-методической работы по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, связанных с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.
Руководящие принципы деятельности Центра
1. В своей работе Центр руководствуется действующим законодательством РФ и субъекта РФ, на территории которого он выполняет свои функции, распоряжениями вышестоящих органов исполнительной власти, приказами и инструктивными документами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, вышестоящих органов здравоохранения, а также действующими международными соглашениями РФ.
2. Ведущими принципами деятельности Центра являются положения "Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятые резолюцией S-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 27 июня 2001 года.
3. Деятельность Центра основывается на принципе равной доступности профилактики, диагностики, лечения и всех видов психологической и социальной поддержки, гарантированной действующим законодательством РФ для всех граждан Российской Федерации и иностранных граждан.
4. Принципом деятельности Центра является предупреждение и борьба со всеми видами дискриминации, связанными с ВИЧ-инфицированием, профилактикой, диагностикой и лечением ВИЧ-инфекции, социальной адаптацией и трудовой деятельностью ВИЧ-позитивных людей и членов их семей.
5. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с новейшими достижениями научных исследований в области профилактики, диагностики, лечения и преодоления социальных последствий распространения ВИЧ/СПИД.
6. В области своей основной деятельности по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции и преодолению последствий ее распространения Центр использует документы и разработки ЮНЭЙДС, ВОЗ и других международных организаций системы ООН.
Задачи деятельности Центра
I. Задачи в области организации и координации мероприятий, осуществляемых на территории деятельности Центра:
1. Обеспечение федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также субъектов органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации полноценной информацией о ситуации по ВИЧ-инфекции на территории функционирования Центра.
2. Обеспечение федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также субъектов органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации технической помощью по всем вопросам их деятельности, связанной с организацией противодействия распространению ВИЧ-инфекции и уменьшению негативных последствий ее распространения.
3. Обеспечение технической поддержки межсекторальной координации деятельности, осуществляемой в области борьбы с ВИЧ-инфекцией органами и учреждениями федерального подчинения и учреждениями и органами субъектов Российской Федерации, а также организациями различного ведомственного подчинения и общественными или частными организациями.
4. Обеспечение технического контроля со стороны органов исполнительной власти за адекватностью и эффективностью деятельности различных организаций в области противодействия распространению ВИЧ и уменьшения последствий ее распространения.
II. Задачи в области (первичной) профилактики распространения ВИЧ-инфекции
1. Информирование населения о путях распространения ВИЧ и методах предупреждения заражения ВИЧ с использованием:
- средств массовой информации:
телевидения, радио, прессы, интернета, почты;
- обучения работающей части населения на рабочих местах;
- обучения учащихся различных учебных заведений;
- организации специальных мероприятий, включая концерты, представления и т.п.;
- издания и распространения специальной обучающей литературы (листовки, буклеты), видеопродукции, компьютерных программ (игр).
2. Организация работы по обучению методам предупреждения заражения уязвимых к ВИЧ контингентов населения:
- среди потребителей наркотических препаратов;
- среди лиц, вовлеченных в занятия коммерческим сексом, и их клиентов;
- среди мужчин, имеющих секс с мужчинами;
- среди неработающей и неучащейся молодежи;
- среди водителей и других работников транспорта;
- среди военнослужащих и милиции;
- среди лиц, находящихся в заключении;
- среди мигрирующих контингентов населения: туристов, торговцев, временных рабочих, лиц без определенного места жительства, перемещенных лиц и т.п.;
- других контингентов.
3. Организация системы индивидуального обучения (консультирования) граждан по вопросам ВИЧ-инфекции с предоставлением возможности добровольного тестирования на ВИЧ-инфекцию.
4. Координация профилактических мероприятий с деятельностью организаций другого ведомственного подчинения, с мерами, осуществляемыми негосударственными и частными организациями, принимающими участие в профилактике ВИЧ-инфекции.
III. Задачи по сбору, анализу и распространению статистической информации, связанной с ВИЧ-инфекцией
1. Учет гендерной, территориальной и связанной с социальными факторами заболеваемости ВИЧ-инфекцией и сопутствующими инфекционными и оппортунистическими заболеваниями, а также смертности, рождаемости, фертильности и других демографических показателей у ВИЧ-позитивных лиц на территории.
2. Анализ данных о динамике собранных показателей, связанных с ВИЧ-инфекцией и сочетанных с ней инфекционных и оппортунистических заболеваний.
3. Регулярное информирование местной администрации, органов здравоохранения и организаций системы надзора за заболеваемостью о статистических данных по заболеваемости ВИЧ-инфекцией и оппортунистическими заболеваниями.
IV. Организация и проведение эпидемиологического надзора и противоэпидемических мероприятий
1. Сбор и анализ текущей эпидемиологической информации по ВИЧ-инфекции и сочетанным инфекционным заболеваниям.
2. Организация и проведение плановых, специальных или дозорных эпидемиологических исследований по выявлению и оценке активности факторов, влияющих на интенсивность осуществления передачи ВИЧ.
3. Выявление источников ВИЧ-инфекции, путей и факторов передачи ВИЧ путем организованного обследования на антитела к ВИЧ, проводимого в соответствии с регламентирующими документами.
4. Консультирование выявленных ВИЧ-позитивных лиц по вопросам предупреждения распространения ВИЧ.
5. Проведение эпидемиологического расследования случаев ВИЧ-инфекции.
6. Консультирование партнеров ВИЧ-инфицированных лиц о способах предупреждения заражения ВИЧ.
7. Организация противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ в выявленных очагах возможной нозокомиальной передачи ВИЧ.
8. Организация и проведение мероприятий по предотвращению передачи ВИЧ от ВИЧ-позитивной матери ее будущему ребенку.
V. Организация лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и проведение клинико-лабораторного контроля за лечебно-диагностическими мероприятиями
1. Организация и проведение первичной и подтверждающей диагностики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний на подведомственной территории.
2. Организация и проведение лабораторного мониторинга за состоянием ВИЧ-инфицированных лиц и эффективностью лечения.
3. Осуществление лабораторного мониторинга за резистентностью ВИЧ к антиретровирусным препаратам и циркуляцией резистентных штаммов.
4. Оказание методической помощи учреждениям, осуществляющим диагностику ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний на территории функционирования Центра.
5. Организация и проведение добровольного анонимного обследования на ВИЧ и сопутствующие заболевания.
VI. Оказание лечебной помощи ВИЧ-инфицированным лицам
1. Организация и проведение диагностики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний.
2. Организация консультирования лиц, у которых обнаружена ВИЧ-инфекция, с целью адаптации к жизни с ВИЧ, включая вопросы оказания дальнейшей лечебной помощи.
3. Организация диспансерного наблюдения за ВИЧ-позитивными лицами, включая необходимые диагностические процедуры, предусмотренные стандартами медицинской помощи ВИЧ-позитивным лицам.
4. Проведение комплексных лечебных мероприятий, необходимых для сохранения здоровья и трудоспособности ВИЧ-позитивных лиц в соответствии с действующими стандартами оказания лечебной помощи ВИЧ-позитивным гражданам РФ, включая специфическую антиретровирусную терапию, лечение оппортунистических инфекций, сопутствующих заболеваний и состояний.
5. Организация обеспечения и снабжения ВИЧ-позитивных лиц, нуждающихся в медикаментозной помощи, лекарственными препаратами, поступающими за счет федерального и местных бюджетов или иных источников.
6. Организация паллиативной помощи лицам, пострадавшим от ВИЧ/СПИД, включая организацию и оказание медицинской помощи на дому (совместно со специалистами амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и центров социального обслуживания населения).
VII. Задачи в области преодоления социальных последствий распространения ВИЧ-инфекции
1. Наблюдение за исполнением законодательства РФ и субъектов РФ в области противодействия распространению ВИЧ/СПИД и информирование органов исполнительной и судебной власти о случаях нарушения действующего законодательства, включая случаи поставления граждан в угрозу заражения ВИЧ и случаи нарушения прав ВИЧ-позитивных лиц.
2. Участие в обеспечении ВИЧ-позитивных лиц социальной помощью, предусмотренной федеральным законодательством РФ и законодательными актами субъектов РФ, а также распоряжениями органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
3. Обеспечение лиц, пострадавших от ВИЧ\СПИД, а также лиц, прямо или косвенно вовлеченных в конфликтные ситуации, связанные с ВИЧ-инфекцией, консультативной помощью (включая юридическую).
4. Организация социальной помощи детям ВИЧ-позитивных родителей, оставшимся без родителей, а также ВИЧ-позитивным детям в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами исполнительной власти федерального или местного уровня.
VIII. Задачи в области подготовки и повышения квалификации кадров для работы в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции
1. Подготовка специалистов в области профилактики, консультирования и тестирования, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.
2. Повышение квалификации специалистов, работающих в области профилактики, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.
3. Организация и проведение совещаний и конференций по вопросам профилактики, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.
Структура Центра
В соответствии с задачами деятельности Центра рекомендуется следующая его структура:
1. Организационно-методический отдел. Решает задачи в области организации и координации мероприятий в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и преодолением ее последствий, осуществляемых на территории деятельности Центра, а также в области подготовки и повышения квалификации кадров для работы в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции. Собирает и анализирует информацию об организации профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний и эффективности проводимых мероприятий. Организует взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения, учреждениями других ведомств, общественными и частными организация и лицами. Проводит мероприятия по преодолению стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных лиц и их семей. Организует учебные мероприятия, конференции, семинары.
В состав подразделения входят специалисты в области организации здравоохранения, юристы, специалисты по связям с общественностью, журналисты, врачи-методисты.
2. Отдел профилактики. Действует в соответствии с задачами в области (первичной) профилактики распространения ВИЧ-инфекции, обеспечивает и организует профилактические мероприятия, информирование и обучение общего населения, контингентов, угрожаемых по ВИЧ-инфекции.
В состав подразделения входят специалисты в области профилактического здравоохранения, психолог, имеющий подготовку по работе с населением, врачи-методисты, социальные работники.
3. Эпидемиологический отдел. Решает задачи по сбору, анализу и распространению статистической информации, связанной с ВИЧ-инфекцией. Организует сбор и распространение статистической информации о ВИЧ-инфекции. Проводит эпидемиологическое расследование и информирование контактных лиц (оповещение партнеров). В состав подразделения входят эпидемиологи, помощники эпидемиологов.
4. Диагностическое подразделение. Организация лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и проведение клинико-лабораторного контроля за лечебно-диагностическими мероприятиями. Организует и проводит диагностические мероприятия, связанные с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями. В состав подразделения входят лабораторные работники, прошедшие обучение по соответствующим методам диагностики.
5. Клинический отдел. Обеспечивает диспансерное наблюдение и лечение ВИЧ-инфицированных лиц, а также оказание паллиативной помощи. В состав подразделения входят бригады специалистов, включающие инфекционистов, психиатров, психотерапевтов, психологов, фармаколога, дерматовенерологов, акушеров-гинекологов, хирургов, стоматологов, окулистов, специалистов по паллиативной помощи, средний и младший медицинский персонал, обученный методологии работы по ВИЧ-инфекции.
6. Отдел медико-социальной и правовой помощи. Организует и осуществляет мероприятия, обеспечивающие социальную помощь ВИЧ-инфицированным лицам, включая мероприятия по уменьшению дискриминации, паллиативную помощь, заботу о детях-сиротах и других членах семей ВИЧ-позитивных лиц, включая оказание медико-социальной помощи на дому (совместно со специалистами амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и центров социального обслуживания населения, сотрудниками НКО).
В состав подразделения входят специалисты по социальной работе, специалист по паллиативной помощи, социальные работники, психологи, менеджер по управлению медицинским персоналом, средний медицинский персонал, включая патронажных сестер.
7. Административно-хозяйственный отдел. Обеспечивает административно-хозяйственную деятельность Центра.
Штатная численность сотрудников Центра определяется органом управления здравоохранением с учетом численности населения территории деятельности Центра и числом ВИЧ-позитивных лиц, зарегистрированных на территории, в соответствии с нормативной нагрузкой на сотрудников.
Центр СПИД осуществляет следующие функции:
- организационно-методическое руководство деятельностью лечебно-профилактических учреждений по вопросам оказания консультативной, диагностической, лечебной и профилактической помощи населению при ВИЧ-инфекции;
- осуществление координации основной деятельности Центра с учреждениями другого ведомственного подчинения, другими медицинскими учреждениями, общественными организациями, коммерческими организациями и частными лицами, участвующими в мероприятиях по борьбе с ВИЧ-инфекцией и последствиями ее распространения;
- организация и проведение профилактических мероприятий среди общего населения подведомственной территории;
- организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения;
- проведение анализа эпидемической ситуации и эффективности противоэпидемических мероприятий;
- организация диагностики, лечения, профилактики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний;
- обеспечение пациентов лекарственными средствами;
- организация мероприятий по уменьшению последствий распространения ВИЧ/СПИД: психологической поддержки и социальной помощи лицам, пострадавшим от ВИЧ-инфекции, и их семьям, в том числе организация и проведение психосоциального консультирования и паллиативной помощи;
- оказание помощи в решении правовых, социальных и реабилитационных вопросов в отношении ВИЧ-инфицированных;
- осуществление контроля качества диагностических тест-систем на ВИЧ-инфекцию, применяемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- сбор и анализ ежемесячных отчетов лабораторий по диагностике ВИЧ-инфекции, представление сводных отчетов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- участие в разработке федеральных, окружных и территориальных программ по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией;
- обучение и подготовка медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений по диагностике, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции, включая консультирование до и после проведения теста на ВИЧ-инфекцию;
- мониторинг за ВИЧ-инфекцией;
- проведение социологических исследований по проблеме ВИЧ-инфекции, включая осуществление эпидемиологического и поведенческого мониторинга;
- разработка и распространение методической литературы по вопросам ВИЧ-инфекции;
- выполнение научно-практических работ по проблемам ВИЧ-инфекции;
- организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок и т.д. по проблемам, входящим в компетенцию Центра СПИД;
- представление информации в органы государственной власти о выявленных нарушениях, которые могут привести к заражению и распространению ВИЧ-инфекции;
- участие в экспертной деятельности по оценке качества и эффективности организационно-профилактических и лечебно-диагностических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в лечебно-профилактических учреждениях;
- осуществление медико-педагогической деятельности;
- подготовка и представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения заявок на антиретровирусные препараты и диагностикумы, необходимые для организации и проведения лечения больных ВИЧ-инфекцией.
Права и ответственность Центра
Центр имеет права:
1. Планировать и осуществлять свою деятельность в рамках установленных задач и функций в соответствии с действующим законодательством.
2. Запрашивать и получать предусмотренную данным положением информацию от учреждений здравоохранения, действующих на подведомственной территории.
3. Вносить в вышестоящие организации предложения, связанные с оптимизацией и повышением эффективности деятельности, направленной на предупреждение распространения ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний.
4. Осуществлять методическое руководство и контроль за эффективностью деятельности организаций, принимающих участие в программах, связанных с предупреждением распространения ВИЧ и уменьшением последствий от его распространения.
5. Осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на улучшение здоровья граждан.
Центр несет ответственность за:
1. Качественное выполнение предусмотренных данными рекомендациями задач и функций Центра.
2. Достоверность и своевременность информирования государственных органов, вышестоящих организаций и органов надзора о развитии ситуации по ВИЧ/СПИД и сопутствующим заболеваниям.
3. Обеспечение методического руководства и контроля качества профилактической и лечебной помощи населению по вопросам, связанным с ВИЧ/СПИД и сопутствующими заболеваниями.
4. Обеспечение гарантированных законодательством РФ оплаты и условий труда сотрудников Центра.
Контроль и регламентация деятельности Центра осуществляется государственными органами в пределах их компетенции.
Заместитель министра |
Р.А. Хальфин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации "О деятельности центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 4 августа 2007 г. N 5957-РХ)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Москва, 2007 г.)
Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 г. N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний") при участии ФГУ "Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора" (академик РАМН, д. м. н., проф. В.В. Покровский)