Решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2017 г. N ВКАПИ17-34
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. N АПЛ17-493 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.
при секретаре Фомине С.А.
с участием представителей административных ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации Стручковой Е.А., Ильина А.В. и Министерства юстиции Российской Федерации Каспаровой Н.В., военного прокурора отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Овчинкина Андрея Николаевича - Глушкова Дениса Николаевича о признании недействующим пункта 13 Инструкции об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный N 43918.
Текст нормативного правового акта официально опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 октября 2016 г. и в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 24 октября 2016 г.
В пункте 13 Инструкции определено, что военнослужащие, члены семей погибших (умерших) военнослужащих вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором дислоцированы воинские части (организации), где военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу. При этом выплата денежной компенсации указанным лицам осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных пунктами 2 и 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", по месту дислокации воинских частей (организаций), в которых военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу.
Овчинкин А.Н. через своего представителя Глушкова Д.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункт 13 Инструкции ввиду несоответствия его нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (в редакции от 29 декабря 2016 г.) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
В обоснование своей позиции представитель административного истца Глушков Д.Н. указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, не обеспеченным служебными жилыми помещениями, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы закона Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 г. издано постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в пункте 2 которого определено, что указанная компенсация выплачивается в размерах, установленных в нормативном порядке по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учёт в части их пенсионного обеспечения).
Административный истец Овчинкин А.Н. проходит военную службу по контракту в воинской части 45119, имеющей юридический адрес в населённом пункте, расположенном на территории Курской области. Он занимает штатную должность в подразделении указанной части, расположенном на территории Белгородской области, где ему в установленном порядке определено место службы.
Служебным жилым помещением Овчинкин А.Н. и члены его семьи не обеспечены, состоят на учёте нуждающихся в получении служебного жилья по месту службы административного истца, в связи с чем он получает денежную компенсацию за наем жилого помещения.
До издания Инструкции эта компенсации начислялась Овчинкину А.Н. в размере, установленном по месту его службу в Белгородской области, как определено названным выше постановлением Правительства Российской Федерации, а после - в размере, установленном для Курской области, где определено место дислокации воинской части 45119. При этом размер компенсации, установленный для Курской области, меньше, чем для Белгородской области.
Полагая, что уменьшение размера компенсации произошло в результате применения органом финансового обеспечения положений пункта 13 Инструкции, которые, как считает автор административного искового заявления, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, представитель административного истца Глушков Д.Н. оспорил их в суд.
В подтверждение того, что Овчинкин А.Н. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, к административному исковому заявлению приложена копия решения Курского гарнизонного военного суда от 21 марта 2017 г., согласно которому удовлетворены требования административного истца о признании незаконными действий должностных лиц, приведших к уменьшению размера выплачиваемой ему ежемесячной компенсации за наем жилого помещения.
Административный истец Овчинкин А.Н. и его представитель Глушков Д.Н., надлежащим образом извещённые о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивают.
Представители Министерства обороны Российской Федерации Стручкова Е.А., Ильин А.В. требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав истца, поскольку определяет порядок выплаты компенсации в отдельных случаях, а не устанавливает её размеры, как указано в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Каспарова Н.В. высказала мнение о возможности удовлетворения административного искового заявления в целях устранения правовой неопределённости при применении оспариваемой нормы на практике.
Выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое представителя административного истца Овчиникина А.Н. - Глушкова Д.Н. не подлежащими удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется. К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.
В соответствии с подпунктами 7, 9 и 30 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министр обороны решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им гарантий и компенсаций, издаёт по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами, в форме приказов, директив, положений, наставлений, инструкций, уставов и иных нормативных (правовых, нормативных правовых) актов, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
Таким образом, вышеупомянутый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации, в пределах его компетенции в целях реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу соблюдены.
Оценивая соответствие Инструкции в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель отнёс решение вопроса о порядке выплаты и размерах указанной компенсации к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации.
Реализуя их, Правительство Российской Федерации издало постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в пункте 2 которого установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим пункта 2, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
Согласно пунктам 3-4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предписано по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики в 2-месячный срок утвердить методику определения предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, применяемой для расчета размера денежной компенсации, и установлено что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 1 августа, утверждает предельную стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на следующий год, применяемую для расчета денежной компенсации.
Как следует из приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2016 г. N 418н и от 6 июля 2017 г. N 554н, изданных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103, предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, применяемая для расчета размера денежной компенсации, определяется отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, анализ приведенных положений нормативных правовых актов в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что размер денежной компенсации подлежит расчёту применительно к предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленного для того субъекта Российской Федерации, на территории которого военнослужащий проходит военную службу и, соответственно, обеспечивается жильём в соответствии с законом.
В полном соответствии с приведенными выше нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, в пункте 4 Инструкции определено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Что касается оспариваемого в административном исковом заявлении пункта 13 Инструкции, то в нём не содержится положений, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающих права, свободы и законные интересы военнослужащих.
По смыслу указанной нормы военнослужащим, не обеспеченным жильём по месту службы, в качестве дополнительной социальной гарантии в жилищной сфере предоставлено право осуществлять наем (поднаем) жилого помещения не только в том населённом пункте, где им определено место службы, но и за его пределами.
При этом, как указано в пункте 13 Инструкции, выплата денежной компенсации в любом случае подлежит расчёту в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, то есть применительно к предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленного для того субъекта Российской Федерации, на территории которого военнослужащему определено место службы.
Указание в пункте 13 Инструкции о том, что выплата денежной компенсации осуществляется по месту дислокации воинских частей (организаций), в которых военнослужащие проходят военную службу, не свидетельствует о нарушении их прав, свобод и законных интересов, поскольку не устанавливает иных правил расчёта данной выплаты, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а лишь определяет порядок её доведения до получателей.
Оценка законности действий должностных лиц, ответственных за осуществление выплаты данной денежной компенсации, в отношении конкретных военнослужащих в соответствии со статьёй 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности Верховного Суда Российской Федерации не относится.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 13 Инструкции не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (в редакции от 29 декабря 2016 г.) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", не нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации, в силу чего административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца Овчинкина Андрея Николаевича - Глушкова Дениса Николаевича о признании недействующим пункта 13 Инструкции об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2017 г. N ВКАПИ17-34
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. N АПЛ17-493 настоящее решение оставлено без изменения