Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 8-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" о признании не действующим приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2015 г. N 415-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Северной дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на 2016-2018 годы" в части
по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Ярославского областного суда от 5 июля 2017 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенности Болговой А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ОАО "Российские железные дороги" (далее также - Общество) обратилось с уточнённым административным исковым заявлением о признании недействующим раздела I "Тарифы для котельных крановых мастерских и котельной вагономоечного комплекса Даниловского муниципального района" приложения N 1 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также - Департамент) от 18 декабря 2015 г. N 415-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Северной дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на 2016-2018 годы" в редакции приказа Департамента от 20 декабря 2016 г. N 383-ви, а также о возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифа, включив в необходимую валовую выручку (далее - также НВВ) расходы по статье "Арендная плата" в сумме 46 273, 45 тыс. руб. Ссылаясь на пункт 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования), Общество указало, что тарифным органом необоснованно не приняты заявленные и документально подтверждённые расходы по арендной плате котельной крановых мастерских на 2017 г., чем нарушены права общества на получение экономически обоснованного дохода от предоставления услуг в сфере теплоснабжения на территории Даниловского муниципального района Ярославской области.
Решением Ярославского областного суда от 5 июля 2017 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Ярославской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) государственному регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Разрешая дело, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, установленной Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования цен (тарифов). Приказ N 383-ви 21 декабря 2016 г. надлежащим образом доведён до всеобщего сведения - официально опубликован в газете "Документ-Регион" N 111-а.
Из материалов дела следует, что приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2015 г. N 415-тэ (далее - Приказ N 415-тэ) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее также - филиал Общества), на 2016-2018 гг. (с разбивкой на календарные периоды) согласно приложениям 1-3, с использованием метода индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учётом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений параметров, учтённых при расчёте долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
В целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточнённых значений прогнозных параметров регулирования (пункт 49 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 г. N 760-э).
В данном случае, Департаментом произведена корректировка расходов по статье затрат "Арендная плата". Заявленные филиалом Общества расходы на аренду котельных крановых мастерских в размере 47 180,69 тыс. руб. снижены органом регулирования до 907,237 тыс. руб. и приняты в части амортизационных отчислений по котельным крановых мастерских до их продажи обществу с ограниченной ответственностью "ГИП-Инвест" (далее - ООО "ГИП-Инвест"), поскольку, как установлено тарифным органом, после продажи первоначальная стоимость основных средств увеличилась в 10 раз, а амортизационных отчислений - в 46 раз в связи с проведением несогласованных с органом регулирования мероприятий по модернизации оборудования с целью перевода на другой вид топлива - природный газ при отсутствии утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы.
В соответствии с подпунктами 6-8 пункта 33, пунктом 45 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в НВВ, относятся в том числе арендная плата в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае, если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Согласно пункту 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В данном случае согласно материалам дела в обоснование заявленных затрат филиалом Общества в орган регулирования представлены договор аренды с ООО "ГИП-Инвест" и график арендных платежей к данному договору. Расчёт арендной платы и налога на имущество выполнен филиалом Общества на основании сведений об амортизационных отчислениях и о налоге на имущество, заверенных главным бухгалтером ООО "ГИП-Инвест" и полученных в ответе на запрос филиала Общества.
Вместе с тем согласно пункту 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Приказ Минфина N 91н) стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" ПБУ 6/01, утверждённого приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).
В соответствии с пунктами 12, 13 Приказа Минфина N 91н учёт основных средств по объектам ведётся использованием инвентарных карточек учёта основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
Если по результатам достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта основных средств принимается решение об увеличении его первоначальной стоимости, то корректируются данные в инвентарной карточке этого объекта. Если отражение корректировок в инвентарной карточке затруднено, взамен открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного инвентарного номера) с отражением новых показателей, характеризующих достроенный, дооборудованный, реконструированный или модернизированный объект (пункт 40 Приказа Минфина N 91н). Приёмка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом (пункт 71 Приказа Минфина N 91н).
Однако таких документов в тарифный орган административным истцом не представлялось.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия по административным делам находит правильным вывод суда о том, что справки главного бухгалтера ООО "ГИП-Инвест" о размере амортизационных отчислений не являются достаточным доказательством, подтверждающим экономическое обоснование расходов по арендной плате в заявленном размере.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 5 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 8-АПГ17-12
Текст определения официально опубликован не был