Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2017 г. N 5-АПГ17-85
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес центр Плюс" об оспаривании постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в части
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Бизнес центр Плюс" на решение Московского городского суда от 20 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Бизнес центр Плюс" по доверенности Тарасова Ю.А., Белинской Я.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы по доверенности Моисеева А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 29 ноября 2016 г. N 790-ПП утвердило результаты определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г. (далее - Постановление N 790-ПП).
Постановление N 790-ПП 29 ноября 2016 г. размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В приложении к Постановлению N 790-ПП в таблице 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0012001:1044 утверждена в размере 1 150 591 576,68 руб. (пункт 4678276).
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес центр Плюс" (далее также - ООО "Бизнес центр Плюс", Общество) является сособственником упомянутого нежилого здания и обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании пункта 4678276 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" приложения к Постановлению N 790-ПП недействующим, мотивируя свои требования тем, что кадастровая оценка принадлежащего ему объекта недвижимости в нарушение периодичности проведения государственной кадастровой оценки (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет), установленной абзацем первым статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), проводилась дважды в течение двух лет.
Решением Московского городского суда от 20 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. По мнению подателя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, неправильно установлены фактические обстоятельства дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Устава города Москвы, принятого Московской городской Думой 28 июня 1995 г., пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правильно установил, что Постановление N 790-ПП, которым утверждены кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г., принято уполномоченным органом в пределах компетенции в установленной форме и размещено на официальном сайте Правительства Москвы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункта 33 пункта 2 статьи 26" имеется в виду "подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3"
Главой III.1 Закона об оценочной деятельности определен порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры. Проанализировав пункт 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение от 17 марта 2016 г. N 5228 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества" издано Департаментом городского имущества города Москвы в пределах предоставленных ему полномочий. Решение о проведении государственной кадастровой оценки 22 марта 2016 г. размещено на официальном сайте Департамента городского имущества города Москвы http://dgi.mos.ru.
Согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных в городе Москве, по состоянию на 1 января 2014 г.
По заявлению Общества решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) от 13 октября 2015 г. N 51-4813/2015 была установлена кадастровая стоимость принадлежащего истцу объекта недвижимости в размере рыночной стоимости также по состоянию на 1 января 2014 г.
В дальнейшем постановлением Правительства от 29 ноября 2016 г. N 790-ПП результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества утверждены по состоянию на 1 января 2016 г.
С учетом буквального толкования положений абзаца первого статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, установления даты, по состоянию на которую определены результаты кадастровой оценки объекта недвижимости, суд первой инстанции правомерно констатировал, что Правительством Москвы соблюдена установленная статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности периодичность проведения государственной кадастровой оценки - не чаще чем один раз в течение двух лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка.
Судом были проверены и обоснованно отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление нарушает его права и фактически отменяет названное решение Комиссии.
Судебная коллегия по административным делам находит правильным суждение суда о том, что решение Комиссии не прерывает течение установленного статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности срока минимального периода, по истечении которого может проводиться очередная государственная кадастровая оценка, решение Комиссии принято в связи с реализацией административным истцом права на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с главой 25 КАС РФ и статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности и не изменяет даты проведения последней государственной кадастровой оценки.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренном законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 20 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес центр Плюс" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно Закону об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится не чаще 1 раза в течение 3 лет (в городах федерального значения не чаще 1 раза в течение 2 лет).
При этом решение комиссии по кадастровым спорам, которым кадастровая стоимость объекта установлена в размере рыночной стоимости, не прерывает указанный минимальный период, по истечении которого может проводиться очередная государственная кадастровая оценка.
Такое решение не изменяет дату проведения последней государственной кадастровой оценки.
На это обратила внимание Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2017 г. N 5-АПГ17-85
Текст определения официально опубликован не был