Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2017 г. N 32-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маулид" о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 15 декабря 2016 г. N 9-66 "Об установлении коэффициента для расчетов арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов", предоставляемые без проведения торгов" в части установления в абзаце 4 подпункта 3.17 пункта 3 значения коэффициента, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта, в размере трех процентов, по апелляционной жалобе Саратовской городской Думы на решение Саратовского областного суда от 29 мая 2017 г., которым заявление общества с ограниченной ответственностью "Маулид" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя ООО "Маулид" Кин В.С., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Маулид" с учётом уточнений обратилось к Саратовской городской Думе об оспаривании решения Саратовской городской Думы от 15 декабря 2016 г. N 9-66 "Об установлении коэффициента для расчетов арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов", предоставляемые без проведения торгов" в части установления в абзаце 4 подпункта 3.17 пункта 3 значения коэффициента, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта, в размере трех процентов.
По мнению административного истца, оспариваемый акт является незаконным в части изменения ставки арендной платы с 0,5 процента до 3 процентов за земельный участок для размещения объектов физической культуры и спорта в отсутствие экономического обоснования. Ставка в размере 3 процентов от кадастровой стоимости земельного участка определена без учёта доходности земельных участков по виду разрешенного использования, и превышает предельные ставки арендной платы, установленные для земель той же категории, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области.
Решением Саратовского областного суда от 29 мая 2017 г. решение Саратовской городской Думы от 15 декабря 2016 г. в указанной части признано недействующим с момента принятия.
В апелляционной жалобе Саратовская городская Дума просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Саратовской области представлены возражения.
Представители Саратовской городской Думы, прокуратуры Саратовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 постановления правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 г. N 412-П "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" установлено, что годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов, если иное не установлено федеральным законом, определяется по формуле: Аг = УПКС х S х К (%), где: Аг - размер арендной платы за год; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка; S - площадь земельного участка; К - коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель.
Порядок определения указанного коэффициента (К (%) и его значение устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков.
Как установлено статьями 1, 23, 24, 44 и 44.1 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Городская Дума является представительным органом города, уполномоченным принимать решения об изменении ставок арендной платы земельных участков.
Применявшаяся до принятия оспариваемого нормативного акта, при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, арендная плата для земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта составила 0,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Саратовской городской Думы от 15 декабря 2016 г. N 9-66, в качестве оснований административный истец указал на то, что ООО "Маулид" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:48:060103:11, площадью 4 448 квадратных метров, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, дом 186, с видом разрешенного использования "фитнес-клубы, спортивные, тренажерные залы", государственная собственность на который не разграничена. Размер арендной платы за земельный участок, переданный в аренду ООО "Маулид", по новой ставке увеличился в 6 раз.
Удовлетворяя исковое заявление общества, суд исходил из того, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 39.7 Земельного Кодекса порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
Конституционным судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, должно быть доказано путем предоставления соответствующих детальных расчетов на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых на основании доходности ставок арендной платы.
Как следует из пояснительной записки главы муниципального образования "Город Саратов", в качестве основания принятия оспариваемого акта послужила реализация полномочий органов местного самоуправления на установление коэффициента в процентах от кадастровой стоимости исходя из вида разрешенного использования земельного участка, субъекта, которому предоставлен земельный участок, цели использования земельного участка, оснований приобретения земельного участка. Однако экономического обоснования необходимости установления коэффициента "К", применяемого для расчета арендной платы в указанном выше размере пояснительная записка не содержит.
Из финансово-экономического обоснования к проекту решения также не следует, что при подготовке решения проводился анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта. Основной вывод состоит в том, что при принятии предлагаемого проекта сумма дополнительных доходов бюджета муниципального образования составит предположительно 192,7 миллионов рублей.
Таким образом, коэффициент в размере 3 процентов от кадастровой стоимости земельного участка Саратовской городской Думой определен без анализа и оценки доходности земельного участка, арендованного ООО "Маулид", а также сложившейся в муниципальном образовании экономической ситуации, каких-либо документальных и подробных обоснований повышения размера ставки арендной платы, в том числе расчета, которым руководствовался уполномоченный орган при установлении новой ставки, не приведено и в суд первой инстанции не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 29 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Саратовской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2017 г. N 32-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был