Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 441689-6 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и ряд законодательных актов Российской Федерации в части определения понятия рыболовного судна и повышения безопасности мореплавания и судоходства",
внесенный депутатами Государственной Думы Е.С. Москвичевым, А.С. Старовойтовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 441689-6 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и ряд законодательных актов Российской Федерации в части определения понятия рыболовного судна и повышения безопасности мореплавания и судоходства", внесенный депутатами Государственной Думы Е.С. Москвичевым, А.С. Старовойтовым (далее - законопроект), в части вопросов ведения Комитета, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан с целью упорядочивания использования терминов в законодательстве в части рыболовных судов и судов, используемых при осуществлении рыболовства, а также совершенствования мер обеспечения безопасности мореплавания и приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными договорами Российской Федерации в этой сфере.
Законопроектом предлагается внести изменения в действующие законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) в части замены понятия "суда рыбопромыслового флота" на "рыболовные суда" и "иные суда, осуществляющие приемку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биологических ресурсов".
По мнению авторов законопроекта, указанные изменения позволят упорядочить использование терминов в законодательстве в части рыболовных судов и судов, используемых при осуществлении рыболовства, а также совершенствования мер обеспечения безопасности мореплавания и приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными договорами Российской Федерации в этой сфере.
Комитет в части вопросов своего ведения поддерживает концепцию законопроекта.
В настоящее время в Законе о рыболовстве и иных нормативных правовых актах в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов используется понятие "суда рыбопромыслового флота".
В соответствии со статьей 7 КТМ под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
Понятие "суда рыбопромыслового флота" используется в КТМ при определении специфики регулирования вопросов, связанных с использованием судов при осуществлении рыболовства.
Вместе с тем, предлагаемое КТМ понимание судна рыбопромыслового флота является достаточно размытым, что позволяет отнести к указанному виду практически любые суда прямо или косвенно связанные с рыболовством (суда, осуществляющие добычу, транспортировку уловов водных биологических ресурсов, доставку топлива и других обеспечивающих средств и т.д.). Указанная неточность создает предпосылки к субъективной трактовке соответствующих законодательных норм, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны иных участников правоотношений в области рыболовства.
Отдельно следует отметить, что терминология, используемая в понятии "суда рыбопромыслового флота", на сегодняшний день является устаревшей, так как понятие "промысел" из действующего законодательства исключено, производные понятия системно актуализируются в рамках проводимой работы по совершенствованию законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В рамках действующих международных договоров в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, участницей которых выступает Российская Федерация, используется понятие "рыболовные суда".
Авторы законопроекта также отмечают, что, например, дипломатической конференцией под эгидой Международной морской организации в 2012 году (Кейптаун) принято соглашение о безопасности рыболовных судов, заменяющее ранее принятый Торремолиносский протокол о безопасности рыболовных судов, которое использует термин "рыболовное судно" для определения международных требований к таким судам.
Таким образом, замена в КТМ понятия "суда рыбопромыслового флота" на "рыболовные суда", а также коррелирующие изменения Закона о рыболовстве и других законодательных актов соответствует, как нормам международного права, так и современным тенденциям развития отраслевого законодательства.
Вместе с тем к законопроекту имеются некоторые замечания, которые могут быть устранены при доработке законопроекта в рамках его подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Так, не во все нормы Закона о рыболовстве, предусматривающие понятие "суда рыбопромыслового флота", законопроектом предлагаются изменения. Указанный недостаток законопроекта необходимо устранить, предусмотрев соответствующие изменения в пункте 10.1 статьи 1, части 2 статьи 7.1, части 3 статьи 20 Закона о рыболовстве.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 441689-6 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и ряд законодательных актов Российской Федерации в части определения понятия рыболовного судна и повышения безопасности мореплавания и судоходства".
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.