Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Термины по статистике и их описание
А.1 Тест гипотезы - нулевая гипотеза
При органолептическом анализе проводят тесты с целью определения вида гипотезы. Перед проведением теста данную гипотезу устанавливают четко и однозначно. Ее формулируют таким образом, чтобы в рамках терминологии статистики она называлась "нулевой" гипотезой, .
Нулевая гипотеза - это, как правило, гипотеза о том, что между различными продуктами не существует различия в степени интенсивности какой-либо характеристики (либо о том, что не существует предпочтения одного продукта другому).
А.2 Альтернативная гипотеза
Альтернативная гипотеза - это четко установленная гипотеза, которую принимают в том случае, когда нулевую гипотезу отклоняют. Если при нулевой гипотезе Р = , альтернативная гипотеза может быть двусторонней () или односторонней (например, Р > ). Оба вида примеров приведены в 6.2.2.
А.3 Значимость и уровень значимости
При анализе результатов теста можно сделать два следующих вывода:
- нулевую гипотезу не отклоняют;
- нулевую гипотезу отклоняют.
В случае, когда тест проводят при участии ограниченного числа испытателей, вывод об отклонении нулевой гипотезы (в пользу альтернативной) сопряжен с некоторым риском. Уровень значимости - это вероятность (или максимальное значение вероятности) отклонения нулевой гипотезы, когда нулевая гипотеза является истинной. Данный вид риска называют "альфа-риском".
Классическая логика проверки значимости требует принятого заранее решения относительно приемлемого альфа-риска. Как правило, заранее заданное значение для уровня значимости составляет = 0,05 (5%) или = 0,01 (1%). Большинство статистических таблиц, используемых для интерпретации результатов теста, содержат данные, касающиеся этих двух уровней значимости. Важно заметить, что нулевую гипотезу могут отклонить при уровне значимости 5%, но ее не отклоняют при уровне значимости 1%.
Если нулевую гипотезу отклоняют при уровне значимости 1%, она гарантированно отклоняется при уровне значимости 5%. Это объясняет то, почему иногда используют выражение "значимый" для уровня 5% и "весьма значимый" для уровня 1%.
А.4 Ошибочные выводы: тип 2 - эффективность
Если проведение теста не приводит к отклонению нулевой гипотезы, это ни в коем случае не доказывает, что нулевая гипотеза истинна. Это лишь означает, что при наличии ограниченного количества информации (когда тест проводят при участии n испытателей) нет достаточного основания отклонять нулевую гипотезу (при выбранном уровне значимости). Чем большее количество информации (чем больше число испытателей) есть в наличии, тем в большей степени будет оправдано решение об отклонении нулевой гипотезы, если она ложная. Эффективность теста возрастает с увеличением числа испытателей, участвующих в тесте. Например, при проведении теста на предпочтение (6.2.2) при участии 20 испытателей нулевая гипотеза = 1/2 может быть не отклонена (при этом делают вывод, что не существует значительного предпочтения какого-либо продукта из двух продуктов), в то время как при проведении теста, в котором участвуют 100 испытателей, может быть обнаружено явное предпочтение одного из продуктов, когда имеются одинаковые пропорции двух видов выбора.
Ошибка типа 2 (которая зависит от выбранного уровня значимости) - это вероятность (обозначается символом Р) ошибочного решения о не отклонении нулевой гипотезы, когда на самом деле истинной является конкретная альтернативная гипотеза.
В случае, когда нулевую или альтернативную гипотезу устанавливают с учетом значений конкретного параметра, как, например, в различительных тестах (тесте парного сравнения, тесте треугольника, тесте "дуо-трио" и т.д.), ошибка типа 2 может быть рассчитана как функция данного параметра. Если же проводились тесты, для которых нулевую или альтернативную гипотезу нельзя определить с помощью значения конкретного параметра (оценочные тесты, распределение), то, как правило, рассчитать ошибку типа 2 не представляется возможным.
Таблица А.1 - Таблица статистической значимости
Количество испытателей |
Тест парного сравнения (двусторонний) |
Тест треугольника |
Тест "дуо-трио" и тест парного сравнения (односторонний) |
Тест "два из пяти" |
|
5 |
- |
4 |
5 |
3 |
|
6 |
6 |
5 |
6 |
3 |
|
7 |
7 |
6 |
7 |
3 |
|
8 |
8 |
6 |
7 |
3 |
|
9 |
8 |
6 |
8 |
4 |
|
10 |
9 |
7 |
9 |
4 |
|
11 |
10 |
7 |
9 |
4 |
|
12 |
10 |
8 |
10 |
4 |
|
13 |
11 |
8 |
10 |
4 |
|
14 |
12 |
9 |
11 |
4 |
|
15 |
12 |
9 |
12 |
5 |
|
16 |
13 |
9 |
12 |
5 |
|
17 |
13 |
10 |
13 |
5 |
|
18 |
14 |
10 |
13 |
5 |
|
19 |
15 |
11 |
14 |
5 |
|
20 |
15 |
11 |
15 |
5 |
|
21 |
16 |
12 |
15 |
6 |
|
22 |
17 |
12 |
16 |
6 |
|
23 |
17 |
12 |
16 |
6 |
|
24 |
18 |
13 |
17 |
6 |
|
25 |
18 |
13 |
18 |
6 |
|
26 |
19 |
14 |
18 |
6 |
|
27 |
20 |
14 |
19 |
6 |
|
28 |
20 |
15 |
19 |
7 |
|
29 |
21 |
15 |
20 |
7 |
|
30 |
21 |
15 |
20 |
7 |
|
Примечание - Все результаты приведены при уровне значимости 5%. Информация о других уровнях значимости приведена в [22]. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.