Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 07.11.2017 N 467
Особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации
I. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности
1. Обучение в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации*(1) осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
2. ВООВО путем целенаправленной организации и всестороннего обеспечения образовательной деятельности, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создаются условия, необходимые для освоения образовательных программ по установленным для ВООВО специальностям (направлениям подготовки).
3. ВООВО при наличии соответствующей лицензии вправе реализовывать образовательные программы высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения, основные и дополнительные общеобразовательные программы.
4. Реализация основных программ профессионального обучения, основных и дополнительных общеобразовательных программ в ВООВО осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре в целях создания адъюнктам условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
6. Лицам, освоившим программу подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре и защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников.
7. В ВООВО дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
8. Образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам в ВООВО может осуществляться в течение всего календарного года.
9. В ВООВО в ходе реализации дополнительных профессиональных программам используются следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, лабораторные занятия (работы), практические занятия, групповые упражнения и занятия, индивидуальные собеседования, тактические (тактико-специальные) занятия, самостоятельная работа обучающихся, консультации и другие виды учебных занятий, определенные учебным планом.
Продолжительность всех видов учебных занятий под руководством преподавателей составляет не более 6 академических часов в день (36 часов в неделю), самостоятельной работы - не менее 2 академических часов в день. Продолжительность академического часа - 45 минут, допускается проведение занятий продолжительностью 90 минут без перерыва.
10. Консультации для обучающихся (групповые, индивидуальные) предусматриваются в часы самостоятельной работы.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости по каждой дисциплине разрабатываются ВООВО самостоятельно.
11. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка обучающихся проводится на соответствующих должностях в оперативно-территориальных объединениях, соединениях и воинских частях войск национальной гвардии Российской Федерации*(2), по согласованию - в организациях других федеральных органов исполнительной власти на основе договоров.
Сроки проведения стажировки определяются ВООВО самостоятельно исходя из целей обучения.
Обучающемуся, направляемому на стажировку, ВООВО выдается индивидуальное задание. На основе индивидуального задания обучающимся разрабатывается план стажировки, утверждаемый соответствующим командиром (начальником, руководителем) по месту ее проведения.
По окончании стажировки командир (начальник, руководитель), утвердивший план стажировки, направляет в ВООВО отзыв о работе обучающегося, а обучающийся составляет отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания). Отзыв о работе обучающегося и отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания) учитываются при проведении итоговой аттестации.
12. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами ВООВО*(3).
13. При освоении программ профессиональной переподготовки возможен зачет дисциплин, освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется ВООВО самостоятельно*(4).
II. Особенности организации и осуществления методической деятельности
14. Методическая деятельность является неотъемлемой частью деятельности ВООВО и имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего состава, научно-педагогических работников и командиров (начальников) структурных подразделений ВООВО.
15. Методическая деятельность включает в себя:
планирование методической деятельности ВООВО, факультетов, кафедр и преподавательского состава;
разработку учебных и учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий в ВООВО;
повышение педагогического мастерства руководящего состава, научно-педагогических работников и профессионального уровня командиров подразделений ВООВО;
рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях ученых советов, кафедр и предметно-методических комиссий;
контроль качества подготовки и уровня методического мастерства профессорско-преподавательского состава.
16. Планирование методической деятельности ВООВО заключается в разработке документов, обеспечивающих согласованную деятельность руководящего и профессорско-преподавательского состава по выполнению задач методической деятельности.
Методическую деятельность в ВООВО организует и контролирует учебный отдел.
План методической деятельности ВООВО на учебный год определяет основные задачи методической деятельности и конкретные мероприятия по выполнению этих задач с указанием ответственных лиц и времени проведения. В нем предусматривается проведение методических сборов, совещаний, научно-методических конференций и семинаров, межкафедральных методических совещаний, лекций, докладов и других мероприятий по методическим вопросам.
Мероприятия плана методической деятельности ВООВО на учебный год согласовываются по целям, содержанию и срокам проведения с мероприятиями по обучению и воспитанию обучающихся, подготовке профессорско-преподавательского состава. План методической деятельности ВООВО подписывается заместителем начальника ВООВО по учебной работе (начальником учебного отдела) и утверждается начальником ВООВО.
Мероприятия плана методической деятельности ВООВО на учебный год, сроки их проведения ежемесячно уточняются и включаются в план-календарь основных мероприятий ВООВО, разрабатываемый на месяц.
17. Методическая деятельность на кафедрах (факультетах, в батальонах курсантов) включается в качестве самостоятельного раздела в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц.
В разделе методической деятельности плана работы кафедры на учебный год предусматриваются: участие профессорско-преподавательского состава кафедры в мероприятиях в составе ВООВО и межкафедральных методических мероприятиях, проведение методических семинаров, совещаний, заседаний кафедр, предметно-методических комиссий, лекций и докладов по методике обучения и воспитания, инструкторско-методических, показных, открытых, пробных занятий, доведение научных сообщений, разработка и обсуждение проектов учебников и учебных пособий, текстов лекций, учебных задач и других учебно-методических материалов.
В разделе методической деятельности плана работы факультета (батальона) на учебный год предусматривается участие его командования в подготовке и проведении общих методических мероприятий, отражаются конкретные мероприятия: проведение межкафедральных методических семинаров и совещаний, инструкторско-методических, показных, открытых и пробных занятий, рассмотрение итогов успеваемости обучающихся и другие методические мероприятия. В плане работы факультета (батальона) на учебный год также устанавливаются сроки разработки и обсуждения учебно-методических материалов.
Направленность, содержание и сроки проведения методических мероприятий кафедр дополняются и уточняются при составлении планов на месяц.
Учет выполнения методических мероприятий на кафедрах (факультетах, в батальонах курсантов) ведется путем проставления отметки в планах работы на месяц, оформления протоколов заседаний кафедры и записей в журналах работы предметно-методических комиссий.
Все виды материалов методической деятельности хранятся в учебном отделе ВООВО, на кафедре (факультете) и подразделениях обучающихся в течение года.
18. Для изучения, обобщения и распространения положительного опыта обучения и воспитания обучающихся, оказания помощи профессорско-преподавательскому составу в повышении его педагогической квалификации в ВООВО создается методический кабинет. По решению начальника ВООВО методические кабинеты могут создаваться на кафедрах.
Методический кабинет планирует и организует проведение лекций, докладов и консультаций по вопросам обучения и воспитания обучающихся, обеспечивает накопление научно-методических материалов, ведет библиографию, организует выпуск методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и методической литературы, научной продукции, доведение научных сообщений.
На базе методического кабинета организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия, занятия с начинающими преподавателями и заседания межкафедральных предметно-методических комиссий.
19. Разработка учебных и учебно-методических материалов для проведения всех видов учебных занятий осуществляется кафедрами (факультетами) и батальонами курсантов.
20. Повышение педагогического мастерства руководящего состава, научно-педагогических работников, командиров подразделений обучающихся осуществляется в ходе проведения учебно-методических (методических) сборов, методических совещаний, научно-методических конференций (семинаров) и методических занятий (инструкторско-методических, показных, открытых, пробных), а также при рассмотрении методик обучения на заседаниях ученых советов (советов), кафедр и предметно-методических комиссий.
21. Учебно-методические сборы в ВООВО проводятся по согласованию с начальником Главного управления подготовки войск (сил) Росгвардии*(5) перед началом или в начале учебного года. На учебно-методических (методических) сборах: подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые подходы к образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) деятельности, организации воспитания обучаемых, проводятся методические занятия, организуется чтение лекций, даются указания по реализации в образовательной деятельности новых требований нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования, нормативных правовых актов Росгвардии и опыта войск национальной гвардии.
План проведения учебно-методического (методического) сбора согласовывается с начальником ГУПВ Росгвардии и утверждается начальником ВООВО за 2 недели до его начала. Все виды материалов сборов хранятся в учебном отделе ВООВО в течение года.
Межвузовские сборы руководящего состава ВООВО, профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений и иных работников, задействованных в организации и обеспечении деятельности ВООВО, проводятся на основании организационных указаний по подготовке войск национальной гвардии на очередной год.
22. Методические совещания проводятся в целях определения методики проведения учений, комплексных тактических задач, решения вопросов обеспечения взаимосвязи смежных дисциплин и иных вопросов организации образовательной деятельности. Они организуются и проводятся на факультетах, кафедрах, в батальонах ВООВО. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуются и проводятся начальником ВООВО (факультета), его заместителями, начальником или заместителем начальника учебного отдела, начальником одной из кафедр.
23. Научно-методические конференции (семинары) проводятся в ВООВО, на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов научных исследований по проблемам военной профессиональной подготовки выпускников, определению путей дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросам внедрения новых технологий, методов и средств обучения.
По итогам научно-методических конференций (семинаров), проводимых в течение учебного года, издаются сборники материалов для практического внедрения выработанных рекомендаций в образовательную деятельность ВООВО и деятельность войск национальной гвардии.
24. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам ВООВО, факультета, кафедры и батальона.
Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам рабочей программы дисциплины (модуля) в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся командованием ВООВО (факультета, батальона), научно-педагогическими работниками, командирами (начальниками) структурных подразделений.
Показные занятия проводятся наиболее подготовленными в методическом отношении преподавателями с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашаются профессорско-преподавательский состав и командиры подразделений.
Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи профессорско-преподавательскому составу и командирам подразделений в организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с обучающимися, рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры (факультета), командира батальона без обучающихся только перед профессорско-преподавательским составом и командирами подразделений курсантов.
Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или того коллектива профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений, которые присутствовали на занятии. Результаты проведенного открытого занятия и его оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий и оформляются протоколом заседания кафедры.
25. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания образовательных программ, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, самостоятельной и воспитательной работы с обучающимися, вопросы подготовки педагогических и научных работников, повышения квалификации личного состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий, другие вопросы.
Решения принимаются простым большинством голосов. Протоколы заседаний кафедры с указанием принятых решений подписываются начальником кафедры. Заседания кафедры проводятся не реже одного раза в месяц.
26. На кафедре (в ВООВО) по дисциплинам (модулям) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включается профессорско-преподавательский состав, ведущий занятия по соответствующим дисциплинам (модулям), а также могут включаться преподаватели смежных дисциплин (модулей) и представители командования ВООВО.
Председатель предметно-методической комиссии избирается членами комиссии и утверждается приказом начальника ВООВО.
По общевоинским уставам и строевой подготовке в ВООВО создается предметно-методическая комиссия, возглавляемая заместителем начальника ВООВО, в составе командиров подразделений, представителей учебного отдела, кафедры управления повседневной деятельностью и других кафедр по решению начальника ВООВО.
На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем. Протоколы заседаний и журнал работы предметно-методической комиссии хранятся у ее председателя в течение года.
27. Контроль качества подготовки и уровня методического мастерства профессорско-преподавательского состава осуществляется в ходе контроля учебных занятий.
III. Особенности организации и осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
28. Научная (научно-исследовательская) деятельность является одним из основных видов деятельности ВООВО.
29. Основными задачами научной (научно-исследовательской) деятельности ВООВО являются:
проведение научных исследований в интересах войск национальной гвардии;
исследование вопросов подготовки кадров для войск национальной гвардии и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
участие в выработке рекомендаций по совершенствованию способов выполнения войсками национальной гвардии задач в различных условиях обстановки;
участие и проведение научно-представительских мероприятий.
30. Основными формами научной (научно-исследовательской) деятельности в ВООВО являются:
выполнение (участие в выполнении) научно-исследовательских работ;
участие в проведении военно-технических экспериментов, испытаний образцов вооружения, военной и специальной техники, материалов;
сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, испытаний, эксплуатации и утилизации вооружения, военной и специальной техники;
разработка предложений в проекты документов, определяющих основные направления развития войск национальной гвардии, вооружения, военной и специальной техники;
участие в проведении исследований на мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск национальной гвардии, апробация и обобщение результатов исследований, выработка рекомендаций по их внедрению в практику войск национальной гвардии;
разработка (участие в разработке) учебников, учебных пособий, военно-теоретических, военно-исторических трудов, монографий, обучающих и тренажерных комплексов;
подготовка информационно-аналитических материалов;
проведение диссертационных исследований;
подготовка научных статей, докладов, сообщений, рецензий, заключений, отзывов, экспертиз и других материалов;
подготовка и проведение (участие в проведении) научных конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий, конкурсов, выставок;
проведение изобретательской и рационализаторской работы;
внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность ВООВО.
31. Научная (научно-исследовательская) деятельность в ВООВО организуется и осуществляется в общей системе научной работы войск национальной гвардии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования, нормативными правовыми актами Росгвардии по организации научного обеспечения войск национальной гвардии.
32. Составной частью научной (научно-исследовательской) деятельности ВООВО является научная работа обучающихся.
Основными задачами научной работы обучающихся являются:
формирование интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научных задач, выработка навыков работы в научных коллективах;
развитие у обучающихся творческого мышления и самостоятельности, углубление, закрепление полученных в ходе обучения знаний, формирование профессиональных компетенций;
выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, использование их творческого и интеллектуального потенциала, а также войскового опыта для решения актуальных задач науки и совершенствования образования;
подготовка из числа наиболее способных и успевающих обучающихся кадрового резерва для комплектования адъюнктуры и должностей научно-педагогических работников.
33. Основными формами научной работы обучающихся являются:
участие в научных исследованиях, проводимых в ВООВО;
выполнение индивидуальных заданий исследовательского характера в период прохождения практик;
подготовка научных докладов, сообщений, рефератов и выступления с ними на заседаниях военно-научных кружков (секций), научных семинарах и конференциях;
участие в подготовке научных статей и других научных публикаций, а также рецензий и аннотаций на изданную научную продукцию по различным аспектам науки;
участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;
участие в конкурсах на лучшие научные работы;
участие в викторинах и олимпиадах.
При участии обучающихся в научно-исследовательских работах они включаются в список исполнителей.
34. Научная работа обучающихся организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. Научная работа обучающихся организуется непосредственно на кафедрах, факультетах и в научных подразделениях ВООВО, для чего решением начальника кафедры, факультета или научного подразделения при них создаются военно-научные кружки (научные секции). Военно-научные кружки (секции) кафедр и научных подразделений могут объединяться в военно-научные общества.
35. Общее руководство научной работой обучающихся возлагается на заместителя начальника ВООВО по научной работе и осуществляется им через научное подразделение ВООВО и начальников соответствующих факультетов и кафедр.
Для непосредственного руководства работой военно-научных кружков (секций) приказом начальника ВООВО назначаются научные руководители из числа научно-педагогических работников.
Для выполнения организационной работы и учета деятельности военно-научного кружка (секции) на общем собрании его членов из числа обучающихся избирается сроком на один год председатель кружка (секции).
Руководящим органом военно-научного общества является общее собрание, которое сроком на один-два года избирает совет военно-научного общества, состоящий из председателя, секретаря и членов совета, непосредственно руководящих работой военно-научного общества.
36. На кафедрах, факультетах и в научных подразделениях ведутся журналы учета работы военно-научных кружков (секций). В них отражаются планы работы кружка (секции) на учебный год и на каждый месяц, список членов кружка (секции) и закрепление индивидуальных заданий за ними, ведется учет посещаемости проводимых мероприятий.
Все планирующие документы, а также научная продукция, разработанная обучающимися в ВООВО, хранятся в научных подразделениях, на кафедрах и факультетах в течение всего периода обучения обучающихся в ВООВО.
37. Результаты научной работы обучающихся отражаются в соответствующих отчетах кафедр по итогам учебного года и в отчетах по результатам научной (научно-исследовательской) деятельности ВООВО.
IV. Особенности деятельности ВООВО
38. ВООВО осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в сфере образования, нормативными правовыми актами Росгвардии.
39. Главными задачами ВООВО являются:
подготовка для войск национальной гвардии квалифицированных военных кадров с высшим или средним профессиональным образованием;
подготовка научных и научно-педагогических кадров;
профессиональное обучение военнослужащих войск национальной гвардии;
подготовка военнослужащих войск национальной гвардии, в том числе руководящих и научно-педагогических работников ВООВО, по дополнительным профессиональным программам;
организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований;
формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания;
удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения соответствующего уровня образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствующей области профессиональной деятельности;
организация и осуществление воспитательной работы.
40. Структура и штат ВООВО разрабатываются на основе возложенных на них задач и реализуемых образовательных программ.
Структура ВООВО включает в себя командование, управление, основные и обеспечивающие структурные подразделения.
К основным структурным подразделениям относятся факультеты, батальоны, кафедры, курсы, научно-исследовательские, методические, учебно-методические подразделения, лаборатории, подразделения обучающихся и иные предусмотренные локальными правовыми актами ВООВО структурные подразделения.
Обеспечивающими структурными подразделениями являются подразделения обеспечения и обслуживания, а также структурные подразделения, предназначенные для обеспечения реализации образовательных программ и жизнедеятельности ВООВО.
Статус и функции структурного подразделения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом ВООВО.
41. Планирование, организацию и контроль образовательной деятельности по образовательным программам в ВООВО осуществляет учебный отдел, на который возлагаются:
разработка совместно с факультетами, батальонами и кафедрами проектов учебных планов (рабочих учебных планов), основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ;
составление расписаний учебных занятий, расписаний экзаменов, зачетов и других документов по планированию образовательной деятельности;
учет и анализ успеваемости обучающихся, организация и анализ результатов контроля проведения всех видов учебных занятий, разработка на этой основе предложений по совершенствованию обучения и повышению качества подготовки обучающихся;
организация и контроль проведения практик (стажировок) обучающихся;
организация и проведение вступительных испытаний кандидатов для поступления на обучение, организация промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации обучающихся, подготовка выпускной документации и учет ее выдачи;
участие в анализе опыта службы выпускников ВООВО в войсках национальной гвардии;
организация методической деятельности в масштабе ВООВО и руководство работой методического кабинета;
расчет объема и учет выполнения учебной и методической нагрузки профессорско-преподавательским составом ВООВО;
участие в организации и проведении лицензирования, государственной аккредитации образовательной деятельности;
организация и контроль проведения командирской подготовки постоянного состава ВООВО, мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава;
участие в разработке перспективных и годовых планов развития и совершенствования материально-технического обеспечения ВООВО, организация обеспечения образовательной деятельности учебниками, учебными пособиями и служебной документацией. Планирование использования аудиторий, лабораторий и других объектов;
разработка предложений по распределению денежных средств, выделяемых на обеспечение образовательной деятельности, и контроль их использования;
организация функционирования электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) в электронной информационно-образовательной среде ВООВО и пополнения электронного библиотечного фонда электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) ВООВО;
создание и сопровождение электронной информационно-образовательной среды ВООВО, разработка организационных, распорядительных и иных документов по вопросам ее функционирования в соответствии с требованиями к условиям реализации образовательных программ.
42. Планирование, организацию и контроль научной (научно-исследовательской) деятельности в ВООВО осуществляет научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, на который возлагаются:
разработка совместно с факультетами, кафедрами и научно-исследовательскими подразделениями планов научной работы, контроль их исполнения;
организация проведения прикладных научных исследований;
организация проведения исследований на учениях, стажировках и практиках;
осуществление научных связей с научными учреждениями, другими образовательными организациями, соединениями и воинскими частями войск национальной гвардии, с иными организациями по вопросам проведения научных исследований в интересах войск национальной гвардии;
организация внедрения положительного опыта служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии в образовательную деятельность ВООВО;
организация внедрения результатов научных исследований в образовательную деятельность ВООВО и их учет;
организация и проведение международных и межвузовских научных (научно-практических) конференций, а также конференций и семинаров по научной тематике в масштабе ВООВО;
участие в организации подготовки обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, анализ опыта подготовки и разработка предложений по совершенствованию данной работы;
подготовка предложений по развитию базы для выполнения научных исследований;
организация и проведение лицензирования, государственной аккредитации образовательной деятельности;
организация издания научной (научно-технической) продукции, учебно-методических и других материалов;
организация подготовки научных статей к опубликованию в ведомственных изданиях;
планирование, организация, проведение и контроль военно-научной работы обучающихся в ВООВО;
подготовка предложений по распределению средств, выделяемых на научную работу, и контроль их использования.
43. Личный состав ВООВО подразделяется на постоянный и переменный состав.
44. К постоянному составу ВООВО относятся руководящий состав, научно-педагогические работники (педагогические и научные работники), командиры подразделений слушателей и курсантов, инженерно-технические, административно-хозяйственные, учебно-вспомогательные, медицинские и иные работники, осуществляющие вспомогательные функции, занимающие должности в соответствии со штатом.
45. К должностям руководящего состава ВООВО относятся должности начальника ВООВО и его заместителей (помощников).
46. К педагогическим работникам (профессорско-преподавательскому составу) относятся:
офицеры, занимающие воинские должности начальника ВООВО, начальников факультетов, начальников кафедр, заместителей начальников кафедр, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей;
лица гражданского персонала, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей.
47. К должностям научных работников относятся должности военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых научной деятельностью: начальника научно-исследовательского отдела (отделения, группы, лаборатории), его заместителя и помощников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников, младших научных сотрудников.
48. К административно-хозяйственным, инженерно-техническим, учебно-вспомогательным, медицинским и иным работникам относятся военнослужащие и лица гражданского персонала подразделений, задействованных в организации и обеспечении деятельности ВООВО.
49. Начальник ВООВО непосредственно организует и осуществляет управление ВООВО, отвечает за состояние и деятельность ВООВО и всех ее структурных подразделений. Права и обязанности начальника ВООВО определяются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495*(6), нормативными правовыми актами Росгвардии, уставом ВООВО.
Начальник ВООВО определяет должностные обязанности постоянного и переменного состава ВООВО.
Должностные обязанности заместителей начальника ВООВО согласовываются с соответствующими структурными подразделениями Росгвардии по направлениям деятельности и утверждаются начальником ВООВО.
50. Постоянный состав ВООВО комплектуется военнослужащими и лицами гражданского персонала.
51. Должности профессорско-преподавательского состава ВООВО комплектуются военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими профильное высшее образование, опыт служебной или научно-педагогической деятельности, преимущественно из числа лиц, имеющих ученые степени (ученые звания).
52. Офицеры из числа профессорско-преподавательского состава при проведении ими занятий являются прямыми начальниками по отношению к обучающимся.
53. Указания лиц гражданского персонала из числа профессорско-преподавательского состава и лиц учебно-вспомогательного состава во время проведения ими учебных занятий являются для обучающихся обязательными для исполнения.
54. Подготовка профессорско-преподавательского состава осуществляется в системе дополнительного профессионального образования по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки.
Подготовка профессорско-преподавательского состава в системе дополнительного профессионального образования может осуществляться по согласованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти.
55. Офицеры постоянного состава повышают свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования.
56. В целях поддержания и совершенствования уровня подготовки постоянного состава, обеспечивающего выполнение им своих должностных обязанностей, с учетом условий, сложившихся в ходе служебно-боевой деятельности, проводятся занятия в системе командирской подготовки.
57. В ВООВО работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководящего состава, научно-педагогических работников организуется начальником ВООВО, заместителем начальника ВООВО по учебной работе на основе расчета распределения учебных мест по курсам и факультетам повышения квалификации и переподготовки военных специалистов войск национальной гвардии на учебный год, перспективного (трехлетнего) и годового (на учебный год) планов повышения квалификации, разрабатываемых отделом кадров и учебным отделом.
На каждого офицера, назначенного на должность профессорско-преподавательского состава (не имеющего педагогического стажа или имеющего перерыв педагогический стажа сроком более 2 лет), на кафедрах разрабатывается план его профессионального становления, рассчитанный на 2 года. План рассматривается на заседании кафедры и утверждается начальником кафедры, который контролирует его выполнение. Все материалы анализа профессионального становления офицера хранятся на кафедре в течение 3 лет.
58. К переменному составу ВООВО относятся адъюнкты, слушатели и курсанты.
Адъюнктами являются офицеры, имеющие высшее образование (специалитет или магистратура), обучающиеся в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
Слушателями являются офицеры, обучающиеся в ВООВО. К категории слушателей по решению директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации*(7) могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров.
Курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в ВООВО и не имеющие воинских званий офицеров.
59. Формирование подразделений обучающихся проводится перед началом обучения. Состав курсов, рот, взводов (групп), учебных отделений утверждается приказом начальника ВООВО и остается, как правило, неизменным до выпуска из ВООВО. В случае служебной необходимости изменения состава рот, взводов или отделений, перемещения курсантов (слушателей) производятся после окончания периода обучения (семестра) и до начала нового периода обучения (семестра).
60. Права и обязанности обучающихся определяются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии.
61. Для обучающихся, успевающих на "хорошо" и "отлично", наряду с поощрениями, предусмотренными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, устанавливаются льготы и поощрения, направленные на стимулирование добросовестного учебного труда.
Обучающимся второго и последующих курсов решением начальника ВООВО предоставляется право досрочной сдачи экзаменов и зачетов. Высвободившееся время используется по желанию обучающегося для углубленного изучения дисциплин по выбору, проведения научной (научно-исследовательской) деятельности или увеличения продолжительности каникулярных отпусков.
62. В исключительных случаях отдельным обучающимся выпускного курса по решению ученого совета ВООВО разрешается повторная сдача не более 2 экзаменов (зачетов), защита курсовых работ (курсовых проектов) в целях повышения положительной оценки по дисциплинам (модулям), изучавшимся на первом и втором курсах. Результаты экзаменов (зачетов), защиты курсовых работ (курсовых проектов) отмечаются в экзаменационных листах, в учебные карточки обучающихся вносятся изменения.
63. На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и другие), для ликвидации последствий стихийных бедствий профессорско-преподавательский состав и обучающиеся привлекаются в границах гарнизона решением первого заместителя директора с последующим докладом директору. На другие мероприятия, не связанные с реализацией образовательных программ, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся привлекаются по решению директора.
64. Для рассмотрения основных вопросов деятельности ВООВО создается выборный орган - ученый совет ВООВО под председательством начальника ВООВО.
Состав, полномочия, порядок создания и организация работы ученого совета определяются в уставе ВООВО.
65. Планирование образовательной деятельности заканчивается не позднее чем за 2 недели до начала учебного года.
66. Основным документом по организации обучения и воспитания переменного состава является решение начальника ВООВО на учебный год, в котором определяюся:
перечень образовательных программ, реализуемых в ВООВО;
изменения и уточнения, которые необходимо внести в учебный план и образовательные программы;
новые темы, которые необходимо включить в учебную дисциплину для изучения с обучающимися, перераспределение времени между дисциплинами (модулями), семестрами, темами и видами занятий;
порядок и организация проведения стажировок и практик, тактических (тактико-специальных) учений, боевых стрельб, а также привлекаемые силы и средства;
порядок проведения обучающимися занятий с личным составом подразделений обеспечения, а также с обучающимися младших курсов ВООВО;
использование (распределение) учебных объектов по дисциплинам (модулям);
порядок организации методической и научной (научно-исследовательской) деятельности и материально-технического обеспечения ВООВО в новом учебном году.
В решении указываются и другие вопросы, относящиеся к организации и планированию образовательной деятельности в ВООВО.
67. В целях получения объективной информации в структурных подразделениях ВООВО осуществляется контроль образовательной и других направлений деятельности.
Контроль образовательной деятельности в ВООВО включает в себя:
контроль учебных занятий с обучающимися, проводимых преподавателями;
контроль самостоятельной работы обучающихся;
проверки кафедр, факультетов, батальонов курсантов и подразделений обеспечения.
68. Контроль учебных занятий осуществляется в целях определения качества подготовки и уровня методического мастерства руководителя занятия, оценки методического уровня проведения учебных занятий, а также проверки организации занятий, их содержания, обеспеченности учебно-методическими материалами и посещаемости.
69. По планам кафедр, факультетов, батальонов проводится контроль учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся начальниками факультетов, кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, командирами батальонов (заместителями командиров батальонов), рот (начальниками курсов) в целях определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения занятия, степени достижения целей и подготовленности лица, проводящего занятие.
Контроль может быть как плановым, так и внеплановым. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом и командирами взводов, рот, не реже 2 раз в семестр, а занятий, проводимых начальниками факультетов, кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и командирами батальонов, - не реже одного раза в семестр.
Учебные занятия, проводимые начальниками кафедр и их заместителями, начальниками факультетов и их заместителями и командирами батальонов, контролируются начальником ВООВО, его заместителями и начальником учебного отдела ВООВО.
Учебные занятия, проводимые заместителями командиров батальонов, профессорами, доцентами, старшими преподавателями и преподавателями, командирами рот, командирами взводов, контролируются начальниками по их подчиненности и офицерами учебного отдела.
70. В ходе контроля качества подготовки и уровня методического мастерства руководителя занятий проверяется:
проблемный характер изложения учебного материала, целостность и дидактическая обоснованность последовательности его изложения;
целесообразность распределения времени по элементам занятия и эффективность применяемых методов обучения;
владение руководителем занятия формами и методами активизации познавательной деятельности обучающихся;
способность руководителя занятия создавать условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности обучающихся, проявления их личной инициативы;
избранная форма и методика проведения текущего контроля успеваемости;
активность обучающихся, их заинтересованность в обсуждении вынесенных на занятие вопросов;
объективность руководителя занятия в оценке уровня знаний обучающихся, умение замечать ошибки, неточности, оговорки, допускаемые обучающимися, и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;
применяемые методы контроля усвоения учебного материала и их эффективность;
выдача задания на самостоятельную работу как продолжение аудиторной работы, его объем и доступность;
применение индивидуальных заданий;
эффективность применения технических и демонстративных средств обучения.
При контроле занятий также устанавливаются:
соответствие учебного занятия рабочей программе дисциплины (модуля), тематическому плану и расписанию;
научный и методический уровень занятия, достижение воспитательных целей в процессе обучения;
внедрение в образовательную деятельность опыта служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии, войн и военных конфликтов, новых достижений науки и техники;
качество усвоения учебного материала обучающимися;
привитие на практических занятиях обучающимся командных и методических навыков, создание условий для самостоятельного выполнения каждым обучающимся полного объема предусмотренных практических (лабораторных) работ;
полнота обеспечения занятия необходимыми средствами обучения и воспитания, их подготовленность и эффективность использования;
порядок, организованность, посещаемость и дисциплина на занятии, внешний вид обучающихся, их подготовленность к занятию, состояние и ведение журнала учета учебных занятий.
71. Результаты контроля занятий и их оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся профессорско-преподавательскому составу кафедры, офицерам факультета и батальона.
72. Журнал контроля учебных занятий ведется:
на кафедрах - на весь профессорско-преподавательский состав (за исключением начальника кафедры и его заместителя);
на факультетах - на начальников курсов (командиров рот) и командиров взводов;
в батальонах - на командиров рот и взводов;
в учебном отделе - на начальников кафедр и их заместителей, начальников факультетов, командиров батальонов и их заместителей.
73. При контроле самостоятельной работы обучающихся устанавливаются:
условия ее проведения;
закрепление за учебными взводами (группами) постоянных аудиторий;
посещаемость;
возможность получения консультации у руководителя занятия;
внутренний порядок в аудитории;
обеспеченность учебными пособиями, литературой, техническими средствами обучения и самоконтроля;
порядок выдачи литературы и ее использования.
74. Контроль учебных занятий и самостоятельной работы в ВООВО осуществляется начальником ВООВО, его заместителями, начальником учебного отдела, а также офицерами учебного отдела по графику контроля, разрабатываемому учебным отделом на месяц, подписанному заместителем начальника ВООВО по учебной работе (начальником учебного отдела) и утверждаемому начальником ВООВО.
Командование факультетов (батальонов), рот систематически осуществляет контроль организации самостоятельной работы обучающихся.
75. Итоги контроля учебных занятий и самостоятельной работы на кафедрах (факультетах) и в батальонах рассматриваются ежемесячно на заседании кафедры (факультета), совещании батальона, а также не реже одного раза в семестр - на заседаниях ученого совета ВООВО.
76. Проверки образовательной деятельности на факультетах, кафедрах, в батальонах курсантов осуществляются в ходе работы комплексных и целевых групп.
77. При проверке образовательной деятельности на факультете, кафедре, в адъюнктуре и батальоне курсантов проверяются: содержание и качество организации, планирования и проведения учебной, методической, и научной работы, подготовка и повышение квалификации постоянного состава, усвоение обучающимися учебного материала, использование учебно-материальной базы, средств информационного и тылового обеспечения в ходе образовательной деятельности, а также другие вопросы по решению начальника ВООВО.
Проверки по другим направлениям деятельности организуются и проводятся на факультетах, кафедрах, в адъюнктуре и батальонах курсантов, подразделениях обеспечения отделами и службами ВООВО по решению начальника ВООВО.
78. Периодичность проведения проверок образовательной деятельности в ВООВО:
на факультете и в батальоне курсантов - не менее одного раза в 2 года;
на кафедрах и в адъюнктуре - не менее одного раза в 3 года.
79. Периодичность проведения комплексных проверок в подразделениях обеспечения - не менее одного раза в год (как правило, в период проведения контрольной или итоговой проверки).
80. Продолжительность проведения проверок:
комплексными группами - до 7 дней;
целевыми группами - до 5 дней.
81. По результатам проведения проверки составляется справка, в которой отражаются:
состояние дел по каждому проверяемому направлению, положительные стороны, недостатки и их причины;
предложения по устранению выявленных недостатков.
Справка для принятия мер и решения представляется начальнику ВООВО.
82. Итоги образовательной деятельности подводятся в системе подведения итогов деятельности ВООВО: в ВООВО - за учебный год и семестр, в структурных подразделениях - ежемесячно, в роте - ежемесячно, во взводе (группе) - еженедельно, в отделении - ежедневно.
Итоги образовательной деятельности в ВООВО объявляются в приказе начальника ВООВО, а в структурных подразделениях отражаются в материалах подведения итогов подразделений, кафедр. Все материалы, содержащие сведения об итогах образовательной деятельности, хранятся в течение 5 лет.
83. Контроль деятельности ВООВО проводится с целью повышения качества образовательной и других направлений деятельности ВООВО.
84. В целях реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в ВООВО создается учебно-материальная база.
К учебно-материальной базе ВООВО относятся: комплексы зданий, сооружений, оборудованные объекты (районы местности), материальные и технические средства, предназначенные для обучения и воспитания обучающихся, а также для проведения научной (научно-исследовательской) деятельности в объеме возложенных на ВООВО задач.
Основные элементы учебно-материальной базы:
учебно-лабораторная база - здания (корпуса) и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), специализированными аудиториями, кабинетами, лабораториями, залами для курсового и дипломного проектирования, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными средствами вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами, другим оборудованием и наглядными пособиями;
вооружение, военная и специальная техника, состоящие на вооружении войск национальной гвардии, подлежащие изучению (освоению) и используемые в образовательной деятельности;
тренажерная база - учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и учебные пункты управления, оснащенные тренажерами, учебным вооружением и военной техникой, другими тренировочными средствами;
полевая учебная база - учебные центры (войсковые стрельбища), лагеря с размещенными на них объектами (комплексами) боевой подготовки, оснащенные учебным вооружением и военной техникой, тренажерами, укомплектованные стрельбищным и другими видами оборудования, средствами связи, управления и контроля;
база для выполнения научных исследований - специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемых научных работ;
база для общевоенной и физической подготовки - строевые плацы, учебные городки, тиры и другие объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями общевоинских уставов, а также спортивные комплексы и сооружения, спортивный инвентарь;
база и средства информационного обеспечения - средства автоматизированной системы управления, специализированные аудитории, оснащенные техническими средствами обучения, информационно-образовательная среда ВООВО, лицензионное программное обеспечение, телевизионные студии, библиотеки, читальные залы, типографии, учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, научная и справочная литература, уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения, кино-, фото- и видеоматериалы;
объекты обеспечения образовательной деятельности - мастерские, склады и другие объекты.
85. ВООВО обеспечивается в пределах средств федерального бюджета, выделяемых войскам национальной гвардии:
денежными средствами - в соответствии с бюджетной росписью Росгвардии, утвержденной директором;
вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием (в том числе полиграфическим), приборами, техническими средствами обучения, запасными частями, ремонтными комплектами и другим военно-техническим имуществом - в соответствии со штатами, табелями к штатам и нормами снабжения по заявкам ВООВО через соответствующие довольствующие органы, службы;
учебниками и учебными пособиями - в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Количество и площадь аудиторий, специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и других учебных и учебно-вспомогательных помещений должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.
86. В ВООВО разрабатывается план развития и совершенствования учебно-материальной базы на учебный год, утверждаемый начальником ВООВО.
Разработку плана развития и совершенствования учебно-материальной базы организует заместитель начальника ВООВО. В разработке плана принимают участие заместители начальника ВООВО по направлениям деятельности, начальники факультетов, кафедр, отделов и служб. Выполнение плана развития и совершенствования учебно-материальной базы возлагается на заместителей начальника ВООВО.
Запланированные мероприятия по ремонту и строительству объектов учебно-материальной базы ВООВО вносятся в план капитального и текущего ремонта зданий и сооружений.
87. Развитие и совершенствование учебно-материальной базы осуществляется в соответствии с требованиями к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, определенными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в ВООВО.
88. Материально-техническое обеспечение осуществляется соответствующими службами ВООВО, которые определяют и истребуют имущество в довольствующих органах в необходимом объеме и в соответствии с действующими нормами положенности.
89. Для обеспечения образовательной деятельности вооружением, боеприпасами службой артиллерийского вооружения совместно с учебным отделом ВООВО составляется расчет потребности в боеприпасах в пределах лимита на год (по месяцам). Расчет производится исходя из необходимого обеспечения учебных занятий, предусмотренных образовательными программами.
90. Планирование выделения военной техники для обеспечения учебных занятий осуществляется технической частью ВООВО по расчетам-заявкам выделения вооружения и военной техники на занятия, которые ежемесячно составляются учебным отделом ВООВО в соответствии с заявками начальников кафедр (факультетов, батальонов).
91. Обеспечение учебных занятий средствами связи и автоматизированными средствами управления, боеприпасами, взрывчатыми веществами, средствами имитации осуществляется соответствующими службами по заявкам кафедр (факультетов), подразделений, а оружием, находящимся в подразделениях, - командирами подразделений.
______________________________
*(1) Далее - "ВООВО".
*(2) Далее - "войска национальной гвардии".
*(3) Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2017, N 18, ст. 2670).
*(4) Пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(5) Далее - "ГУПВ Росгвардии".
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47, ст. 5749; 2017, N 21, ст. 2988. Далее - "общевоинские уставы".
*(7) Далее - "директор".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 7 ноября 2017 г. N 467 "Об утверждении Особенностей организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.