Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 197156-7 "О детях войны",
внесенному депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, Д.Г. Новиковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается введение в законодательство Российской Федерации понятия "детей войны", отнеся к этой категории граждан Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживавших в этот период на территории СССР в годы Великой Отечественной войны, предусмотрев для них комплекс мер социальной поддержки, финансирование которых будет осуществляться из федерального бюджета.
Обращаем внимание, что установление социальных гарантий гражданам должно быть экономически подкреплено, и в этой связи реализация проектируемых мер социальной поддержки будет возможна только при условии закрепления таких расходов в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В статье 2 законопроекта полномочия по реализации мер социальной поддержки в отношении детей войны предлагается устанавливать в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закона) не предусмотрено полномочий субъектов Российской Федерации по реализации мер социальной поддержки в отношении указанной категории лиц.
В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, в связи с чем положение части 3 статьи 4 законопроекта, в котором предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать иные дополнительные меры социальной поддержки детей войны, представляется излишним.
В статье 3 законопроекта полномочия по выработке и реализации государственной политики в сфере социальной защиты детей войны отнесены к компетенции в том числе органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, является федеральное министерство. Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения отнесены к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В части 1 статьи 5 законопроекта к законодательству Российской Федерации отнесены в том числе нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Обращаем внимание на то, что при использовании термина "законодательство" должен подразумеваться его собственный смысл, то есть должны пониматься только законодательные акты. Также следует иметь в виду, что в понятие "законодательство Российской Федерации" не включаются законодательные акты субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 9 законопроекта, устанавливающую право детей войны на создание общественных объединений, полагаем излишней в связи с тем, что предоставленное частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации право на объединение регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.