Досье на проект федерального закона
Рассмотрев N 139989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Целью законопроекта, согласно пояснительной записке, является принятие двух основополагающих решений, которые должны существенно ускорить процесс развития интеллектуального учета электрической энергии (мощности).
Во-первых, статьей 1 законопроекта предлагается закрепить понятие системы учета электрической энергии (мощности). Также наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению состава и правил предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности).
Во-вторых, статьей 1 законопроекта предлагается установить требования в отношении территориальных сетевых организаций о том, что начиная с 1 июля 2018 г. такие организации при осуществлении регулируемых видов деятельности не вправе устанавливать (модернизировать) приборы учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять в целях измерения количества потребления (производства) электрической энергии, определения объема мощности на розничных рынках субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии (мощности), оказанных им услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации, не обеспечивающих предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности) минимального функционала (услуг), который должна предоставлять интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности).
При этом положения законопроекта не подразумевают установление запрета на создание и использование обычных систем учета, то есть сохраняется существующий рынок средств измерений электрической энергии (мощности), без ограничений в отношении иных субъектов розничных рынков электрической энергии в праве выбора той или иной системы учета электрической энергии (мощности).
По мнению авторов законопроекта, создание интеллектуальных систем учета в первую очередь является основой для дальнейшего развития и внедрения технологии "интеллектуальной сети". Кроме того, создание систем интеллектуального учета электрической энергии позволит в значительной степени снизить потери электрической энергии, не связанные с технологическим процессом передачи электрической энергии, а также снизить операционные затраты территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков электрической энергии (энергосбытовых организаций), обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электрическую энергию, а также повысить "наблюдаемость" электросетевого комплекса, что приведет к повышению надежности функционирования энергосистемы и качеству обслуживания конечных потребителей электрической энергии и в итоге увеличит эффективность операционных затрат и реализации инвестиционных программ организаций электросетевого комплекса.
В рамках подготовки рассматриваемого законопроекта к первому чтению Комитетом в Государственной Думе 20 июля 2017 года был проведен "круглый стол" на тему: "О совершенствовании систем учета электрической энергии (мощности) в рамках обсуждения проекта федерального закона N 139989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". При обсуждении законопроекта в рамках "круглого стола" был высказан ряд замечаний и предложений, предусматривающих, в частности:
- создание единой системы учета электроэнергии на основе внедрения в Российской Федерации единого программно-технологического комплекса учета электроэнергии при сохранении подхода распределенного сбора и хранения информации на базе электросетевого комплекса;
- определение необходимых для создания интеллектуальных систем учета электроэнергии технических требований и ее архитектуры;
- рассмотрение возможности дополнения определения "интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности)" в пункте 1 статьи 1 законопроекта совокупностью устройств, предназначенных для измерения количества и иных параметров электрической энергии, объединенных в единый программно-аппаратный комплекс, который осуществляет сбор, обработку и хранение данных всех расчетных приборов учета электрической энергии;
- рассмотрения возможности дополнения пункта 2 статьи 1 законопроекта полномочиями Правительства Российской Федерации по разработке и утверждению единых технических требований для создания интеллектуальных систем учета электроэнергии и правил отнесения создаваемых систем учета электрической энергии к интеллектуальным системам;
- определения источников финансирования создания интеллектуальных систем учета и механизм возврата вложенных средств, в частности возможность отнесения части работ на тариф по передаче электрической энергии, инвестиционные надбавки, в том числе исключение из пункта 4 статьи 1 законопроекта запрета на включение расходов ТСО в части амортизационных отчислений, увязанных с приобретением и установкой расчетных приборов учета электрической энергии, а также расходов на создание интеллектуальной системы учета электроэнергии в тарифы на услуги по передаче электрической энергии;
- дополнения пункта 6 статьи 1 законопроекта запретом для всех субъектов и участников розничного рынка электроэнергии с даты издания технических требований установку (модернизацию) приборов учета электрической энергии, не обеспечивающих возможность предоставления субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности) минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Также необходимо отметить, что, по крайней мере, общие принципы предоставления минимального функционала услуг интеллектуальной системы приборов учета электрической энергии ТСО субъектам элктроэнергетики и потребителям электроэнергии должны быть сформулированы в федеральном законе, а не в подзаконном нормативном акте, как предлагается в пункте 5 статьи 1 законопроекта.
Положения пункта 1 статьи 2 законопроекта, устанавливающие равные обязанности как для владельцев приборов учета, так и для владельцев объектов, на которых эти приборы установлены, противоречат смыслу статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вся статья 13 посвящена регламентации обязанности владельцев объектов устанавливать (или оплачивать установку) приборы учета, а в соответствии с пунктом 1 статьи 2 законопроекта оказывается допускается ситуация, когда можно быть владельцем объекта, не являясь при этом собственником приборов учета. Разделение обязанностей по допуску к приборам учета между владельцами приборов учета и владельцами объектов, на которых устанавливаются приборы учета, лишает смысла основные положения статьи 13 указанного федерального закона. Для устранения указанного противоречия должны быть прописаны случаи, когда владельцы объектов не являются владельцами установленных на объектах приборов учета и не обязаны их устанавливать.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 139989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" при условии рассмотрения вышеуказанных замечаний и предложений при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.