Методические рекомендации
по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления
(утв. начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первым заместителем Министра обороны РФ
11 июля 2017 г.)
Утверждаю
Начальник Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации -
первый заместитель Министра обороны
Российской Федерации
генерал армии
В. Герасимов
"11" июля 2017 г.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" в целях оказания методической помощи руководителям, другим должностным лицам органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении воинского учета.
На территориях муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан Российской Федерации (далее - граждане) осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления).
В Методических рекомендациях приведены основные положения по организации и осуществлению первичного воинского учета граждан в органах местного самоуправления.
С введением настоящих Методических рекомендаций утрачивают силу Методические рекомендации по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления, изданные Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в 2008 году.
I. Общие положения
1. Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета).
Организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
2. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
3. Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
4. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов*(1).
5. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
6. Должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.
8. В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более трех месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и настоящими Методическими рекомендациями. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов.
9. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях.
10. Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).
11. Порядок проведения органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военными комиссариатами контроля за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению первичного воинского учета, и критерии оценки их деятельности регламентированы приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495*(2), приведены в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
12. Воинскому учету в органах местного самоуправления подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):
мужского пола;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющих военно-учетную специальность, согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
13. Не подлежат воинскому учету в органах местного самоуправления граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";
б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
14. Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и на военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, а также подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, на должностях рядового и начальствующего состава, имеющие специальные звания.
Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
15. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет приведены в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
16. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, а также подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, приведены в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
17. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях, приведены в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
18. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета органами внутренних дел приведены в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
19. Обязанности граждан по воинскому учету и в области мобилизационной подготовки и мобилизации приведены в приложении N 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
II. Основные положения по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления
20. Число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан;
в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете*(3).
Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в органах местного самоуправления, по состоянию на 31 декабря предшествующего года.
При наличии в органах местного самоуправления двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.
21. Руководители органов местного самоуправления обязаны выделить для работников, осуществляющих первичный воинский учет (далее - военно-учетные работники), специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.
Персональный состав и функциональные обязанности военно-учетных работников по осуществлению первичного воинского учета, определяются руководителем органа местного самоуправления согласно приложению N 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
Проект указанного положения согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположен орган местного самоуправления.
22. Руководителям органов местного самоуправления целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении их на должности.
Перемещение и увольнение военно-учетных работников проводятся по согласованию с военным комиссаром муниципального образования муниципального образования (муниципальных образований).
При временном убытии военно-учетного работника руководитель органа местного самоуправления своим приказом назначает на этот участок работы другого военно-учетного работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по осуществлению первичного воинского учета граждан.
23. Первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета:
а) для призывников - по картам первичного воинского учета призывников согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям;
б) для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса - по алфавитным карточкам и учетным карточкам согласно приложениям N 10 и 11 к настоящим Методическим рекомендациям;
в) для офицеров запаса - по карточкам первичного учета согласно приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям.
24. Документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет офицера запаса (военный билет; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета; справка взамен военного билета) - для военнообязанных.
25. Документы первичного воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
а) фамилия, имя и отчество;
б) дата рождения;
в) место жительства и место пребывания;
г) семейное положение;
д) образование;
е) место работы;
ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;
з) профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
и) основные антропометрические данные;
к) прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
л) прохождение военных сборов;
м) владение иностранными языками;
н) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
о) наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
п) возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
р) наличие судимости;
с) признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии;
т) бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и на военное время;
у) наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола;
ф) пребывание в мобилизационном людском резерве.
26. При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
27. В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их военно-учетные работники:
а) осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более трех месяцев) на их территории;
б) выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более трех месяцев) на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;
в) ведут учет организаций, находящихся на их территории, и контролируют ведение в них воинского учета согласно приложению N 13 к настоящим Методическим рекомендациям;
г) ведут и хранят документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке согласно приложению N 14 к настоящим Методическим рекомендациям.
28. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета, органы местного самоуправления и их военно-учетные работники:
а) сверяют не реже 1 раза в год документы первичного воинского учета с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и организаций согласно приложению N 15 к настоящим Методическим рекомендациям;
б) своевременно вносят изменения в сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, и в двухнедельный срок сообщают о внесенных изменениях в военные комиссариаты по форме согласно приложению N 16 к настоящим Методическим рекомендациям;
в) разъясняют должностным лицам организаций и гражданам их обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленные законодательством Российской Федерации, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют об ответственности за неисполнение указанных обязанностей согласно приложению N 17 к настоящим Методическим рекомендациям;
г) представляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований сведения о случаях неисполнения должностными лицами организаций и гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации согласно приложению N 18 к настоящим Методическим рекомендациям.
III. Обязанности работников, осуществляющих первичный воинский учет в органах местного самоуправления
29. При постановке граждан на воинский учет органы местного самоуправления и военно-учетные работники, осуществляющие первичный воинский учет, проверяют:
а) наличие и подлинность военных билетов*(4) (справок взамен военных билетов*(5), временных удостоверений, выданных взамен военных билетов*(6)) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу*(7), а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок об их вручении), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности согласно приложению N 19 к настоящим Методическим рекомендациям, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок об их вручении) и персональных электронных карт.
б) соответствие военных билетов (справок взамен военных билетов, временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия.
в) наличие отметок о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства и отметки о постановке офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу, на воинский учет в военном комиссариате по новому месту жительства:
в пункте 25 "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" (стр. 32-35) военного билета офицера запаса - отметка, заверенная подписью военного комиссара и гербовой печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);
в разделе I "Прием на воинский учет и снятие с воинского учета" (стр. 2 и 3) удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - штамп военного комиссариата:
/--------------------------------\ /---------------------------------\
| ПРИНЯТ на воинский учет | | СНЯТ с воинского учета |
| военным комиссариатом | | военным комиссариатом |
|________________________________| |_________________________________|
| (муниципальное образование) | | (муниципальное образование) |
|________________________________| |_________________________________|
| (наименование субъекта | |(наименование субъекта Российской|
| Российской Федерации) | | Федерации) |
| "__" __________ 20__ г. | | "__" _________ 20__ г. |
| | | Явиться в военный комиссариат |
| Подпись ________________ | | по новому месту жительства |
| | | до "__" ____________ 20__ г. |
| | | Подпись __________________ |
\--------------------------------/ \---------------------------------/
в графе "Снят" раздела IX "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" (стр. 25-28) военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана (в справке взамен военного билета, временном удостоверении, выданном взамен военного билета) - штамп военного комиссариата или органа местного самоуправления:
/---------------------------------\ /--------------------------------\
| Военным комиссариатом | | Администрацией |
| города Ачинск, Ачинского | | Белоярского сельсовета |
| и Большеулуйского районов | | Ачинского района |
| Красноярского края | | Красноярского края |
| "__" _____________ 20__ г. | | (военный комиссариат |
| | | города Ачинск, Ачинского |
| Подпись _____________________ | | и Большеулуйского районов |
| | | Красноярского края) |
| | | "__" _____________ 20__ г. |
| | | Подпись __________________ |
\---------------------------------/ \--------------------------------/
г) в случаях отсутствия в военных билетах (справках взамен военных билетов, временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов), удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, и мобилизационных предписаниях отметки о постановке на воинский учет направляют офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу, в военный комиссариат по месту жительства.
д) при обнаружении в военных билетах (справках взамен военных билетов, временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов), удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, и мобилизационных предписаниях, неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, неполного количества листов сообщают об этом в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для принятия соответствующих мер.
30. При приеме от граждан военного билета (справки взамен военного билета, временного удостоверения, выданного взамен военного билета) или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, выдают владельцу документа расписку согласно приложению N 20 к настоящим Методическим рекомендациям.
31. Заполняют карточки первичного учета на офицеров запаса в порядке, определяемом настоящими Методическими рекомендациями.
Заполняют (в двух экземплярах) алфавитные карточки и учетные карточки на прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса в порядке, определяемом настоящими Методическими рекомендациями. Заполняют учетные карты призывников в порядке, определяемом настоящими Методическими рекомендациями. Заполнение указанных документов производится в соответствии с записями в военных билетах (справках взамен военных билетов, временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу.
При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте временного пребывания граждан и другие необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.
32. В случае невозможности оформления постановки граждан на воинский учет на основании представленных ими документов воинского учета органы местного самоуправления оповещают граждан о необходимости личной явки в военный комиссариат.
33. На граждан, переменивших место жительства в пределах района, города без районного деления, сельского поселения, городского округа или иного муниципального образования, а также граждан, прибывших с временными удостоверениями, выданными взамен военных билетов, заполняют и высылают в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) тетрадь по обмену информацией (именной список) или вносят в список граждан, подлежащих призыву на военную службу (приложение N 21 к настоящим Методическим рекомендациям) с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства и работы, занимаемой должности, наименования органа местного самоуправления, где граждане ранее состояли на воинском учете. Учетные карточки и алфавитные карточки на этих граждан не заполняются.
34. В случае значительной удаленности органа местного самоуправления от военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) и (или) нахождения органа местного самоуправления на труднодоступной территории, производят отметку о постановке гражданина на воинский учет (снятии с воинского учета):
в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса - в графе "Принят" раздела IX "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" (стр. 25-28);
в справке взамен военного билета - в графе "Принят" раздела VII "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" - штампом администрации органа местного самоуправления соответствующего образца размером 35x25 мм:
/----------------------------------\
| Администрацией |
| Белоярского сельсовета |
| Ачинского района |
| Красноярского края |
| (военный комиссариат |
| города Ачинск, Ачинского |
| и Большеулуйского районов |
| Красноярского края) |
| "__" ______________ 20__ г. |
| Подпись ______________________ |
\----------------------------------/
О принятом решении на предоставление права производства отметок о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) запаса военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) письменно уведомляет руководителя соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего первичный воинский учет.
35. О военнообязанных, прибывших из других районов (городов) или иного муниципального образования с мобилизационными предписаниями, сообщают в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), где они ранее состояли на воинском учете. Изъятие мобилизационных предписаний производится только по указанию военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) по месту нахождения органа местного самоуправления, о чем в военных билетах производится отметка:
в военном билете офицера запаса - в графе "Изъято" пункта 18 "Отметки о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний" (стр. 19-23);
в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана - в графе "Изъято" раздела VII "Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний" (стр. 20-21); в справке взамен военного билета - в графе "Изъято" раздела VI "Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний" - штампом администрации органа местного самоуправления соответствующего образца размером 35x25 мм:
/----------------------------------\
| Администрацией |
| Белоярского сельсовета |
| Ачинского района |
| Красноярского края |
| (военный комиссариат |
| города Ачинск, Ачинского |
| и Большеулуйского районов |
| Красноярского края) |
| "__" ______________ 20__ г. |
| Подпись ______________________ |
\----------------------------------/
36. Карточки первичного учета офицеров запаса, алфавитные карточки, учетные карточки солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) запаса и учетные карты призывников размещают в соответствующие разделы учетной картотеки.
37. Представляют военные билеты (справки взамен военных билетов, временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, мобилизационные предписания, список граждан, принятых на воинский учет без заполнения алфавитных и учетных карточек, карты первичного воинского учета призывников, удостоверения и список граждан, подлежащих призыву на военную службу, учетные карты, а также паспорта граждан Российской Федерации с отсутствующими в них отметками об отношении граждан к воинской обязанности в двухнедельный срок в военные комиссариаты муниципальных образований для оформления постановки на воинский учет.
38. При снятии граждан с воинского учета органы местного самоуправления и их должностные лица представляют в военные комиссариаты документы воинского учета и паспорта в случае отсутствия в них отметок об отношении граждан к воинской обязанности для соответствующего оформления указанных документов. Оповещают офицеров запаса и призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для снятия с воинского учета. У военнообязанных, убывающих за пределы муниципального образования, решениями военных комиссаров муниципальных образований могут изыматься мобилизационные предписания, о чем делается соответствующая отметка в военных билетах (справках взамен военных билетов, временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов). В случае необходимости уточнения военно-учетных данных военнообязанных оповещают их о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета и паспортов выдают расписки.
39. В случае значительной удаленности органа местного самоуправления от военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) и (или) нахождения органа местного самоуправления на труднодоступной территории, производят отметку о снятии с воинского учета:
в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана - в графе "Снят" раздела IX "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" (стр. 25-28);
в справке взамен военного билета в графе "Снят" раздела VII "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" - штампом администрации органа местного самоуправления соответствующего образца размером 35x25 мм:
/----------------------------------\
| Администрацией |
| Белоярского сельсовета |
| Ачинского района |
| Красноярского края |
| (военный комиссариат |
| города Ачинск, Ачинского |
| и Большеулуйского районов |
| Красноярского края) |
| "__" ______________ 20__ г. |
| Подпись ______________________ |
\----------------------------------/
В соответствующей графе пункта 14 "Отметка о постановке на воинский учет и снятии с воинского учета" карточек первичного воинского учета и пункта IX "Отметки о приеме и снятии с воинского учета" учетных карточек граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, производят отметку "Снят с воинского учета по возрасту*(8)" или "Снят с воинского учета по состоянию здоровья".
Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
в военном билете офицера запаса - в пункте 26 "Отметка об освобождении от исполнения воинской обязанности" (стр. 36);
в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана - в разделе X "Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности" (стр. 30);
в справке взамен военного билета - в разделе VIII "Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности".
40. По решению военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) изымают мобилизационное предписание у гражданина, убывающего за пределы муниципального образования, сельского (городского) поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения или иного муниципального образования, о чем в военном билете производят отметку.
41. Составляют и представляют в военный комиссариат в двухнедельный срок списки граждан, убывших на новое место жительства за пределы муниципального образования без снятия с воинского учета.
42. Составляют и представляют в военный комиссариат в двухнедельный срок в тетради по обмену информацией список граждан, снятых с воинского учета, вместе с изъятыми мобилизационными предписаниями.
43. В документе воинского учета умершего гражданина производят соответствующую запись, которую заверяют подписью Главы органа местного самоуправления и гербовой печатью, после чего военный билет (справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, представляют в военный комиссариат. О невозможности получения в органе записи актов гражданского состояния или у родственников умершего его военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, сообщают в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований).
44. Хранят документы первичного воинского учета граждан, снятых с воинского учета, до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата, после чего уничтожают их установленным порядком с составлением акта.
45. Органы местного самоуправления ежегодно, до 1 февраля, представляют в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований отчеты о результатах осуществления первичного воинского учета в предшествующем году (приложение N 24 к настоящим Методическим рекомендациям).
IV. Документы по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления
46. Документы по осуществлению воинского учета граждан в органах местного самоуправления изготавливаются по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.
47. Каждым органом местного самоуправления (с его образованием или перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):
постановление органа местного самоуправления "Об утверждении Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета на территории муниципального образования"*(9) (приложение N 25 к настоящим Методическим рекомендациям);
план работы по осуществлению первичного воинского учета (приложение N 26 к настоящим Методическим рекомендациям);
картотека карточек первичного учета, учетных карточек, алфавитных карточек и учетных карт призывников;
журнал проверок осуществления первичного воинского учета (приложение N 27 к настоящим Методическим указаниям);
тетради по обмену информацией военного комиссариата с органом местного самоуправления;
расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам осуществления первичного воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в органе местного самоуправления;
другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами муниципальных образований;
справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
V. Ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету
48. Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VI. Стимулирование воинского учета
49. Стимулирование работников, осуществляющих первичный воинский учет в органах местного самоуправления, проводится по итогам смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с методическими рекомендациями по подведению итогов конкурса, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации (приложение N 28 к настоящим Методическим рекомендациям).
VII. Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций
50. Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций регламентированы приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 и приведены в приложении N 29 к настоящим Методическим рекомендациям.
VIII. Подготовка специалистов в области воинского учета
51. Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N 844 "Об организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации работников мобилизационных органов и руководителей организаций, имеющих мобилизационные задания" (приложение N 30 к настоящим Методическим рекомендациям).
Начальник Главного |
В. Тонкошкуров |
Начальник Главного управления |
В. Горемыкин |
______________________________
*(1) Призывные ресурсы - граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету.
Мобилизационные людские ресурсы - граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету.
*(2) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 2014 г., регистрационный N 34099.
*(3) Согласно апелляционному определению Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. по делу N АПЛ16-452 формулировка подпункта "в" пункта 11 Положения о воинском учете предполагает, что выделение военно-учетного работника производится при достижении каждой последующей полной тысячи граждан, состоящих на первичном воинском учете.
Таким образом, порядок толкования норм содержания военно-учетных работников, установленных указанным подпунктом, предполагает, что при наличии на первичном воинском учете от 500 до 1999 граждан включительно в органе местного самоуправления содержится один военно-учетный работник.
*(4) Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями - "Российская Федерация. Военный билет офицера запаса" (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи "Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР" или "Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР").
Военные билеты солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями - "Российская Федерация. Военный билет" (обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надписи "СССР. Военный билет. Министерство обороны").
*(5) Справка взамен военного билет оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Бланк справки взамен военного билета представляет собой лист бумаги форматом (297,0 x 210,0) мм и является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
*(6) Выдается только в целях установления личности отдельных военнообязанных, не имеющих соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, а также для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат по прежнему месту их жительства, подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью.
Временные удостоверения гражданам выдаются сроком на один месяц. Военные комиссары могут продлить срок действия временных удостоверений, выданных взамен военного билета, на срок до одного месяца, но общей продолжительностью не более трех месяцев, если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили.
*(7) Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи "Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу".
*(8) Предельные возраста пребывания граждан в запасе указаны в приложениях N 22 и 23 к настоящим Методическим рекомендациям.
*(9) Для органов местного самоуправления, в которых содержится один военно-учетный работник.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления (утв. начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первым заместителем Министра обороны РФ 11 июля 2017 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был