Досье на проект федерального закона
Названный проект федерального закона направлен на усиление ответственности за организацию, пособничество, подстрекательство или исполнение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических (психотропных) веществ, если такие деяния были совершены с использованием служебного положения, для чего вносятся изменения в ряд статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
В пояснительной записке отмечается, что основным фактором развития бизнеса, связанного с незаконным оборотом наркотиков, является поддержка со стороны должностных лиц, получающих дивиденды от преступной деятельности. В связи с чем, законопроектом предлагается применять к указанным лицам максимальное наказание в виде пожизненного лишения свободы либо лишения свободы на срок от 12 до 20 лет, для чего вводится специальный состав по целому перечню преступлений.
Кроме того, законопроектом отменяется возможность применения к осужденным наказания в виде условного лишения свободы, а также применения условно-досрочного освобождения.
Следует отметить, что в пятнадцати из восемнадцати упомянутых в законопроекте составов преступления квалифицирующий признак "использование служебного положения" уже присутствует. Кроме того, УК РФ содержит статью 285 "Злоупотребление служебным положением", санкции которой применяются совместно с санкциями по тем статьям, в которых нет такого квалифицирующего признака, в случае назначения наказания по совокупности преступлений. Также согласно ст. 33 УК РФ, содержащей определения терминов "организатор", "подстрекатель" и "пособник" преступления, наказание назначается и этим участникам преступления, поэтому отдельное упоминание их лиц в статьях УК РФ не требуется.
Также проектом не предусматривается лишение лица, совершившего преступление с использованием должностного положения, права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что в обязательном порядке присутствует во всех иных составах с квалифицирующим признаком "использование служебного положения".
Помимо указанных в проекте составов уголовных преступлений в Уголовном кодексе РФ содержится также более 20 иных статей, содержащих такой признак. Однако в этих статьях совершение преступления с использованием служебного положения не носит столь драматических последствий, хотя не ясно, чем, например, незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств (ст. 228.1, предлагается установить срок лишения свободы от 15 до 20 лет либо пожизненный) несет большую общественную опасность, чем контрабанда сильнодействующего, ядовитого, взрывчатого вещества (ст. 226.1), санкция в котором для должностных лиц не изменена (срок лишения свободы от 5 до 10 лет). Такое неравноценное установление санкций противоречит принципу справедливости наказания и нарушает сложившуюся систему вменения уголовной ответственности.
И, безусловно, законопроект вступает в противоречие с частью 3 ст. 50 Конституции РФ, в которой закреплено право каждого осужденного за преступление просить о помиловании или смягчении наказания. Институт условно-досрочного освобождения является реализацией такого права.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.