Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 299909-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" (об уточнении требований к уровню образования судебных приставов)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О судебных приставах", установив, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава и судебного пристава - исполнителя обязательно наличия высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
При этом требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, будут устанавливаться Главным судебным приставом Российской Федерации.
В настоящее время законом установлена необходимость старшему судебному приставу, заместителю старшего судебного пристава иметь высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование.
Данное требование (в части необходимости судебному приставу-исполнителю иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование) приостановлено до 1 января 2018 г. (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ "О приостановлении действия пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О судебных приставах").
Как сказано в пояснительной записке, из 22 126 судебных приставов-исполнителей имеют высшее образование 20 633 человека (высшее юридическое имеют 14 532 человека; высшее экономическое - 4904 человека; иное высшее образование 2690 человека; не имеют высшего образования - 1 493 человека).
Таким образом, не имеют высшего юридического или высшего экономического образования 4 183 судебных пристава-исполнителя. Основную часть указанной численности судебных приставов-исполнителей составляют судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов.
В целях сохранения в составе кадров территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (более четырех тысяч судебных приставов-исполнителей) законопроектом также предусматривается, что требование о наличии высшего образования не распространяется на граждан Российской Федерации, замещающих должность судебного пристава-исполнителя, назначенных на указанную должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность.
Комитет, рассмотрев данную законодательную инициативу, поддерживает ее концепцию. Представляется, что Федеральная служба судебных приставов не сможет с 1 января 2018 года реализовать новые требования законодательства и укомплектовать личный состав судебными приставами-исполнителями, имеющими исключительно высшее юридическое или экономическое образование.
Данный вывод подтверждается вышеуказанными статистическими показателями. Тем самым одной из важнейших задач, наряду с привлечением новых квалифицированных работников, для службы стал вопрос сохранения имеющегося кадрового потенциала.
С учетом вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 299909-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.