Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 300200-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 300200-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний с учетом правоприменительной практики и предусматривает внесение следующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации:
1. Уточняется порядок исчисления финансовых показателей в целях расчета эффективной ставки налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, являющейся участником иностранной консолидированной группы налогоплательщиков, а также при определении сумм налога контролируемых иностранных компаний, подлежащих зачету при исчислении налога контролирующего лица - налогового резидента Российской Федерации. Предлагается установить закрытый перечень способов распределения налога иностранной консолидированной группы налогоплательщиков на ее участников.
2. Устанавливается право налогоплательщиков - контролирующих лиц не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие условия освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения, в случае если такие документы были представлены иным налогоплательщиком - контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, являющимся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика в такой контролируемой иностранной компании.
3. Уточняется понятие налогового резиденства юридических лиц в части перечня функций в рамках централизованного управления деятельностью иностранных организаций, осуществление которых не приводит к признанию иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации.
4. Уточняются правила переноса на будущее убытков контролируемых иностранных компаний за три года, непосредственно предшествующих 2015 году, в части состава убытков, а также порядка их расчета.
5. Уточняются особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, полученными при ликвидации (прекращении) контролируемых иностранных компаний.
Статью 4 законопроекта, устанавливающую порядок вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений, необходимо привести в соответствие с положениями статьи 5 Налогового кодекса, регулирующими вопросы вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Учитывая, что действие положений большинства норм законопроекта предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года или с 1 января 2016 года и при этом применение отдельных норм потребует представления налогоплательщиком первичных документов за налоговые периоды, начиная с 2012 года, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается оценить правомерность и целесообразность их распространения на прошлые периоды. При этом следует принять во внимание, что согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса обратную силу могут иметь только акты законодательства от налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков.
Законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемый законопроект поддерживается.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 300200-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.