Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2017 г. N 03-04-05/66382
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения доходов, полученных от продажи физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, объектов недвижимого имущества, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
На основании абзаца второго подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Как следует из текста обращения лицо, отчуждающее недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации, являясь гражданином Российской Федерации, проживает на постоянной основе в США с 1996 года.
В связи с этим порядок налогообложения рассматриваемого вида дохода может также подпадать под действие норм Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 (далее - Договор) при условии, что лицо с учетом норм статьи 1 и 4 Договора рассматривается в США как лицо с постоянным пребыванием (резидентом).
Согласно пункту 1 статьи 4 Договора термин "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве" означает любое лицо, которое по законам этого государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, гражданства, места регистрации в качестве юридического лица или любого другого критерия аналогичного характера.
Таким образом, с учетом норм указанной статьи Договора признание лицом с постоянным местопребыванием (резидентом) осуществляется, в первую очередь, в соответствии с положениями национального законодательства Договаривающегося государства. В Российской Федерации, как уже указывалось выше, по общему правилу применяется критерий 183 дневного фактического пребывания в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Критерий наличия в собственности недвижимого имущества, на который дается ссылка в обращении, применяется в случаях так называемого двойного резидентства, то есть когда в соответствии с национальным законодательством Договаривающихся государств лицо признается лицом с постоянным местопребыванием и в том и другом государстве, для признания его лицом с постоянным местопребыванием (резидентом) в одном из них.
В этой связи с учетом норм Кодекса и Договора, лицо фактически находящееся на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не может быть признано резидентом Российской Федерации.
В свою очередь, согласно пункту 3 статьи 19 Договора доход, полученный лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве от отчуждения недвижимого имущества, расположенного в другом Договаривающемся государстве, может быть обложен налогом в соответствии с национальным законодательством этого другого государства.
Учитывая вышеизложенное, доход нерезидента от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, подлежит налогообложению в Российской Федерации по налоговой ставке, установленной пунктом 3 статьи 224 Кодекса, в размере 30 процентов.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.