Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 октября 2017 г. N 03-15-06/66041
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу о включении средств, полученных медицинской организацией на упрощенной системе налогообложения за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, в доходы такой медицинской организации от осуществления основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов и сообщает свое мнение.
В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование - 20%, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%) при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн рублей.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Исходя из положений статьи 346.15 Кодекса, в общую сумму доходов согласно статье 248 Кодекса включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 "Доходы от реализации" Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 "Внереализационные доходы" Кодекса.
В статье 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" Кодекса перечислены доходы организации, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, к которым относятся средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц (далее - средства ОМС), но это не означает, что средства ОМС исключаются из общей суммы всех доходов организации.
По мнению Департамента, для определения медицинской организацией основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в доходы от реализации включаются как доходы от реализации платных медицинских услуг, оказываемых в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, так и от оказания медицинских услуг застрахованным лицам по договорам обязательного медицинского страхования.
При этом главой 34 "Страховые взносы" Кодекса не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида экономической деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения на основании главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.
В настоящее время в Минфине России разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий внесение соответствующих уточнений в Кодекс, до принятия которого считаем возможным руководствоваться позицией, изложенной в данном письме.
Что касается осуществления налоговыми органами взыскания страховых взносов, пеней и штрафов по вступившим в силу решениям Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, в основу которых легло отличное от вышеизложенной позиции толкование норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах, то сообщаем следующее.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Кодексом, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом налоговые органы с 1 января 2017 года являются администраторами доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Кодексом. Функции администраторов доходов бюджета в этой части в отношении страховых взносов, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляются органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В связи с этим налоговые органы не обладают полномочиями по перерасчету обязательств плательщиков страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года и обязаны применять меры по взысканию сумм задолженности за указанные периоды исключительно на основании решений органов государственных внебюджетных фондов.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.