Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 ноября 2017 г. N 03-04-05/73352
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу изменения установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по правоотношениям, возникшим до 1 января 2014 года, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из обращения следует, что в 2007 году налогоплательщик приобрел квартиру и воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета.
Предоставление имущественного налогового вычета является своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
В этой связи происходило неоднократное увеличение предельного размера имущественного налогового вычета от 600 000 рублей в 2001 году, от 1 000 000 рублей с 1 января 2003 года до 2 000 000 рублей с 1 января 2008 года.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2014 года, внесены существенные изменения в статью 220 Кодекса, касающиеся, в частности, возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера без ограничения количества установленных объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых могут учитываться в составе имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ положения указанного Федерального закона применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу указанного федерального закона.
Таким образом, положения Федерального закона N 212-ФЗ применимы к налогоплательщикам, которые впервые обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных налогоплательщиком после 1 января 2014 года.
В отношении жилья, приобретенного до 1 января 2014 года, имущественный налоговый вычет как в части расходов на новое строительство, так и в части расходов, направленных на погашение процентов по кредитам (займам), полученным на его приобретение, предоставлялся только в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества.
При этом имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в размере, действовавшем на момент возникновения права собственности на квартиру.
Кроме того, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не был использован полностью, то его остаток также переносился на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Вместе с тем, в случае приобретения другой квартиры с привлечением кредитных средств налогоплательщик вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных расходов на погашение процентов по кредитам, фактически израсходованным им на ее приобретение, если ранее расходы на погашение процентов по кредиту в отношении квартиры, приобретенной в 2007 году не заявлялись в составе имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
Основными направлениями налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 30 августа 2017 г.) изменение порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц не предусмотрено.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.