Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.050-2015
"Методические рекомендации по проведению испытаний и оценки эффективности машин и навесного оборудования для содержания автомобильных дорог"
(введен распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 июня 2015 г. N 1111-р)
Введен впервые
1. Разработан ООО "ДорТехИнвест" и Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ).
Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Коллектив авторов: Стуков А. А. (ООО "ДорТехИнвест"), канд. техн. наук Кустарев Г.В., канд. техн. наук Тагиева Н.К., канд. техн. наук Мандровский К.П., науч. сотр. Онегин В.Е. (МАДИ (ГТУ)), Мартынкевич М.Э., канд. техн. наук Перфилов А.С. (Росавтодор)
2. Внесен Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "29" июня 2015 г. N 1111-р.
4. Имеет рекомендательный характер.
5. Введен впервые.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный документ (далее - ОДМ) устанавливает рекомендации по проведению технических испытаний и оценке эффективности применения техники, навесного и сменного оборудования для содержания автомобильных дорог.
1.2 Методические рекомендации носят рекомендательный характер и предназначены для применения организациями любой формы собственности, проводящими разработку, производство, поставку на российский рынок машин, навесного и сменного оборудования для содержания автомобильных дорог; осуществляющими комплектование парка техники предприятий и организаций дорожного хозяйства; обеспечивающими организацию и проведение работ по содержанию автомобильных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
2.1 Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2.2 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
2.3 ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
2.4 ГОСТ Р 12.2.011-2012 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности.
2.5 Методические рекомендации по разработке проекта содержания автомобильных дорог Утв. Распоряжением Минтранса России N ОС-859-р от 09.10.2002 г.;
2.6 Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (взамен ВСН 24-88), Росавтодор, 2004 г.;
2.7 ОДМ 218.2.018-2012 Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог / Утверждено распоряжением Федерального дорожного агентства от 25 апреля 2012 г. N 203-р;
2.8 Приказ Минтранса РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог";
2.9 Приказ Минтранса РФ от 8 июня 2012 г. N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения";
2.10 СП 34.13330-2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85.
3 Термины и определения
3.1 В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 методика испытаний: Организационно-методический документ, рекомендованный к выполнению, включающий метод испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и окружающей среды.
3.1.2 испытания: Экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.
3.1.3 условия испытаний: Совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта при испытаниях.
3.1.4 объект испытаний: Продукция, подвергаемая испытаниям.
3.1.5 данные испытаний: Регистрируемые при испытаниях значения характеристик, свойств объекта и (или) условий испытаний, наработок, а также других параметров, являющихся исходными для последующей обработки.
3.1.6 результат испытаний: Оценка характеристик свойств объекта, установления соответствия объекта заданным требованиям по данным испытаний, результаты анализа качества функционирования объекта в процессе испытаний.
3.1.7 протокол испытаний: Документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и условиях испытаний, результаты испытаний, а также заключение по результатам испытаний, оформленный в установленном порядке.
3.1.7 эксперимент: Система операций, воздействий и (или) наблюдений, направленных на получение информации об объекте при исследовательских испытаниях.
3.1.8 определение: Включает оценивание и (или) контроль.
3.1.9 технический контроль: Проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям.
3.1.10 базовый документ: Документ, содержащий перечень основных технических параметров и характеристик и их численные значения, которые являются регламентирующими при проведении сравнительного анализа.
3.1.11 эксплуатационное состояние автомобильной дороги: Степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.
3.1.12 дорожно-эксплуатационная техника: Машины и оборудование, предназначенные для выполнения дорожных работ при ремонте и содержании автомобильных дорог.
3.1.13 дорожное оборудование: Группа агрегатов, как правило, с автоматизированным управлением, выпускаемая заводом дорожных машин, обеспечивающая законченный цикл операций по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и являющаяся оборудованием для дорожных машин.
3.1.14 содержание автомобильных дорог: Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также, по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
3.1.15 уровень содержания автомобильных дорог: Показатель, отражающий определенное состояние конструктивных элементов автомобильной дороги, которое определяется полнотой и качеством выполнения работ по содержанию дорог.
3.1.16 оценка уровня содержания автомобильной дороги: Процесс выявления соответствия фактических показателей, влияющих на уровень содержания дорог требованиям, предъявляемым к ним нормами и правилами.
3.1.17 операция технологическая: Элемент технологического процесса, включающий повторяющиеся работы, организационно неделимые и технически однородные, выполняемые, как правило, одной машиной или бригадой (звеном) рабочих с механизированными инструментами.
3.2 Специальные термины и определения, использованные в методиках испытаний конкретных видов машин и оборудования и в методике оценки эффективности техники представлены в соответствующих методиках в Приложениях настоящего ОДМ.
4 Общие положения
4.1 Развитие автодорожной сети, необходимость всесезонного обеспечения нормативных транспортно-эксплуатационных требований, комфортности и безопасности пользования автомобильными дорогами всеми участниками дорожного движения требуют повышения качества и эффективности содержания автомобильных дорог. Реализация этих задач обеспечивается при оснащении дорожно-эксплуатационных предприятий и организаций машинами и оборудованием, технические и функциональные характеристики которых обеспечивают повышение производительности и качества выполнения работ, эффективную реализацию требований применяемых технологий содержания автомобильных дорог.
Модернизация и оптимизация парка техники для содержания автомобильных дорог должна основываться на результатах оценки функциональных и технических возможностей и преимуществ применения (эксплуатационных, технических и качественных показателей) представленной на рынке техники, обеспечиваемых экономических результатах ее применения. Это требует определения и оценки на основании результатов проведения технических испытаний машин и оборудования, их фактических технических параметров и характеристик, эффективности применения в реальных условиях эксплуатации.
4.2 Анализ результатов испытаний параметров и характеристик машин и оборудования проводится с целью оценки их соответствия установленным / регламентированным требованиям к испытываемым видам техники, определения технического уровня и функциональных возможностей испытываемой продукции.
Результаты испытаний могут являться основанием для рекомендации техники к применению при проведении работ по содержанию автомобильных дорог, модернизации и оптимизации парка техники дорожно-эксплуатационных предприятий и организаций.
4.3 В настоящем ОДМ технические требования к технике и оборудованию для содержания автомобильных дорог являются базовыми при проведении анализа результатов испытаний, оценке технического уровня и функциональных возможностей испытываемой техники.
4.4 Методика оценки эффективности применения машин и оборудования обеспечивает проведение сравнительной оценки эффективности применения техники одинакового функционального назначения по комплексу показателей, отражающих их технические и технико-экономические показатели и характеристики, и позволяет оценить экономическую целесообразность применения конкретных моделей машин в реальных условиях эксплуатации, оптимизировать процесс приобретения техники.
4.5 Методики, представленные в настоящем ОДМ, разработаны с учетом обобщения отечественной и зарубежной практики определения и анализа основных технических параметров и характеристик машин и оборудования для содержания автомобильных дорог, определяющих техническую и экономическую эффективность их применения.
4.6 Применение при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог наиболее эффективной техники, определенной на основании анализа и оценки результатов испытаний, позволит эффективно решать основную задачу деятельности дорожного хозяйства РФ в части содержания автомобильных дорог - обеспечение, при повышении качества, производительности и эффективности выполнения работ, нормативных транспортно-эксплуатационных требований к содержанию автомобильных дорог, при повышении качества, производительности и эффективности выполнения работ, всесезонной эксплуатационной надежности и комфортности пользования автомобильными дорогами.
4.7 Результаты проведения испытаний технических параметров и характеристик машин и оборудования, оценки эффективности их применения при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, составляют основу проведения эффективного технического переоснащения предприятий и организаций, модернизации и оптимизации парка применяемой техники.
4.8 Методические рекомендации также могут быть применимы для организаций, имеющих на своем балансе различные виды машин и навесного оборудования для содержания автомобильных дорог, для проведения их испытаний и оценки эффективности.
5 Перечень видов техники для содержания автомобильных дорог, методики испытаний для которых регламентированы настоящим ОДМ
Перечень включает машины и оборудование, которые обеспечивают выполнение основных видов работ по содержанию автомобильных дорог, методики испытаний которых не регламентированы в действующих ГОСТ.
Перечень видов техники в комплектации навесным и сменным оборудованием, для которых в настоящем ОДМ представлены методики испытаний включает:
- машины и установки для ремонта дорожных покрытий методом пневмонабрызга на шасси автомобилей и прицепные;
- машины и установки для ремонта дорожных покрытий литым асфальтом на шасси автомобилей и прицепные;
- установки самоходные и прицепные для отсыпки обочин дорог и уширения дорожного полотна.
- установки прицепные для заливки швов и трещин в дорожных покрытиях;
- вакуумно-подметальные машины;
- комбинированные дорожные машины на базе шасси грузовых автомобилей и самосвалов (двухосных, трех и более осей); колесных тракторов;
- снегопогрузчики (лаповые, роторные).
Для указанных видов машин, их навесного и сменного оборудования разработаны методики испытаний, представленные в Приложениях настоящего ОДМ.
6 Проведение испытаний машин, навесного и сменного оборудования для содержания автомобильных дорог
6.1 Организация испытаний
6.1.1 Решение о проведении технического контроля и испытаний техники и оборудования по методикам, представленным в настоящем ОДМ, принимается Заказчиком проведения испытаний. Заказчик может являться одновременно и Организатором проведения испытаний. В случае отсутствия у Заказчика возможности проведения испытаний собственными силами, организационные функции возлагаются на Организатора проведения испытаний. В случае проведения испытаний совместно с официальными представителями заводов-производителей техники (далее - Участники) обязательным условием является включение в состав комиссии Участников. Для проведения испытаний создается комиссия, целью которой является контроль организации и проведения испытаний образцов техники, определение по результатам испытаний соответствия их технических параметров и характеристик регламентированным для данного вида техники, навесного и сменного оборудования, соответствия фактических значений параметров и характеристик испытываемой техники, навесного и сменного оборудования заявленным их производителем в технической и эксплуатационной документации.
6.1.2 Состав комиссии, место и сроки проведения испытаний определяются Заказчиком, принимающего решение о проведении испытаний и о создании комиссии и оформляется в виде Приказа. В состав комиссии должны входить официальные представители Заказчика, принимающего решение о проведении испытаний и создании комиссии или официальные представители Заказчика, уполномоченные на проведение испытания, и могут входить предприятия-производители испытываемой техники, технические эксперты, представители потребителей испытываемой техники (специалисты территориальных, региональных и городских организаций и предприятий дорожного хозяйства). При необходимости в состав комиссии могут включаться представители-разработчики применяемой при испытаниях методики испытаний.
6.1.3 Акты и Протоколы, подготавливаемые по результатам проведения испытаний, подписывают все официальные члены комиссии. Итоговый документ (Акт испытаний) утверждается руководителем организации Заказчика, принимающего решение о проведении испытаний и о создании комиссии.
6.1.4 При анализе результатов испытаний и подготовке заключений о соответствии / несоответствии параметров и характеристик испытываемых машин и оборудования регламентированным требованиям, необходимо учитывать влияние на работоспособность техники установленных при техническом контроле и испытаниях отклонений. Если отклонение обеспечивает расширение технических и функциональных возможностей, повышение эксплуатационных характеристик и показателей качества при выполнении работ, то отклонение не может рассматриваться, как несоответствие техническим требованиям. Вывод должен быть отражен в журнале и Протоколе испытаний.
6.2 Проведение испытаний
6.2.1 Для проведения испытаний представляются образцы техники (новой или находящейся в эксплуатации) в комплектации навесным и сменным оборудованием, обеспечивающей выполнение всех видов работ в соответствии с техническими требованиями, определенными в базовом документе для данного вида техники для содержания автомобильных дорог. С испытываемыми образцами техники представляется техническая и эксплуатационная документация на русском языке в объеме, обеспечивающем проведение технического контроля и испытаний, представленных образцов техники в соответствии с методикой испытаний данного вида техники.
Испытания образцов машин, их навесного и сменного оборудования проводятся в соответствии с представленной в настоящем ОДМ методикой испытаний данного вида техники.
6.2.2 В методиках испытаний каждого вида испытываемых машин и оборудования представлены в объеме, необходимом и достаточном для проведения работ, вопросы организации проведения испытаний; применяемого при испытаниях оборудования и приспособлений, средств измерений; программа проведения испытаний и технического контроля; перечень основных параметров и характеристик, подлежащих техническому контролю и испытаниям; методов, технологий и технологических операций проведения технического контроля и испытаний основных технических параметров и характеристик техники, анализа результатов испытаний и оценки соответствия фактических параметров и характеристик машин и оборудования, определенных при проведении технического контроля и испытаний регламентированным и указанным в сопроводительной технической документации предприятия-производителя испытываемой техники; документов, подготавливаемых по результатам проведения испытаний.
6.2.3 Определение параметров и характеристик техники проводится 2 методами, составляющими 2 этапа программы испытаний:
- проведение технического контроля параметров и характеристик, фактической комплектации испытываемой продукции, основанного на оценке их соответствия регламентированным техническим требованиям и указанным в технической и эксплуатационной документации предприятия-производителя испытываемых образцов продукции. Технический контроль выполняется без проведения экспериментов, измерений и расчетов;
- проведение испытаний параметров и характеристик машин и оборудования на основе экспериментального определения их значений и показателей, измерений, расчетов и последующего сравнения результатов с регламентированными в технических требованиях базового документа и указанными в документации предприятия-производителя испытываемой продукции.
6.2.4 Техническому контролю и испытаниям подвергаются параметры и характеристики машин и оборудования, определяющие технические и функциональные возможности испытываемой продукции, ее технический уровень, реализацию требований современных технологий содержания автомобильных дорог, производительность и качество выполняемых работ, обеспечивают требования безопасности проведения работ по содержанию автомобильных дорог и эксплуатации испытываемых машин и оборудования.
6.2.5 Условия проведения испытаний продукции, указанные в методиках, максимально приближены к реальным условиям эксплуатации испытываемой продукции.
6.3 Оформление результатов технического контроля и испытаний машин и оборудования для содержания автомобильных дорог
6.3.1 Определенные при проведении каждой операции испытаний значения параметров и характеристик должны регистрироваться в соответствующих таблицах (представленных в методиках испытаний) в журнале испытаний. Результаты их анализа и выводы о соответствии / несоответствии регламентированным параметрам и указанным в технической и эксплуатационной документации предприятия-производителя испытываемых машин и оборудования указываются в журнале испытаний и таблицах отчетных документов.
6.3.2 По результатам проведенного технического контроля и испытаний каждого образца представленной для испытаний техники оформляются Протокол и Акт испытаний с указанием результатов анализа соответствия фактических параметров и характеристик регламентированным в базовом документе и указанным в технической и эксплуатационной документации предприятия-производителя испытанной техники, и представляется общее заключение комиссии о соответствии испытанного образца техники техническим требованиям базового документа.
6.3.3 По каждому испытанному образцу техники и оборудования в итоговых документах приводятся следующие сведения:
- наименование техники;
- категория техники;
- марка (модель) техники;
- представленная для испытаний комплектация испытанной техники сменным и навесным оборудованием, марка (модель) каждой единицы комплектации, предприятие-производитель;
- результаты проведения технического контроля и испытаний;
- выводы комиссии о соответствии / несоответствии или неполном соответствии представленной для испытаний машины с комплектующим навесным и сменным оборудованием регламентированным техническим требованиям и указанным предприятием-производителем в технической и эксплуатационной документации на испытанную технику.
6.3.4 Протокол подписывают председатель и члены комиссии (Приложение Л).
6.3.5 На основании Протокола технического контроля и испытаний машин и оборудования комиссия составляет Акт испытаний, который подписывают председатель и члены комиссии (Приложение Л). В Акте испытаний представляется заключение комиссии о соответствии / несоответствии испытанного образца техники, его навесного и сменного оборудования регламентированным требованиям.
6.3.6 Подписанный комиссией Акт технического контроля и испытаний представляется для утверждения руководителю Заказчика, принимающего решение о проведении испытаний и создании комиссии.
6.3.7 Утвержденный Акт испытаний с заключением о соответствии образца испытанной техники регламентированным требованиям является основанием для ее рекомендации к применению при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог.
7 Оценка эффективности машин и оборудования для содержания автомобильных дорог
В методике оценки эффективности применения машин и оборудования для содержания автомобильных дорог представлен перечень показателей, обоснована правомерность их использования, изложена последовательность их расчёта и методика сравнительной оценки машин и оборудования для содержания автомобильных дорог.
При оценке эффективности в методике, наряду с учетом объёма выполняемых на объекте работ с использованием техники с рабочим скоростным перемещением (количество выполненной работы за одно скоростное рабочее перемещение) учитывается время перебазирования техники (фактически перебазирование определяет начало выполнения нового объема работ на объекте).
Соизмерение затрат на эксплуатацию техники с объемом выполненной работы определяет себестоимость единицы продукции (себестоимость производства единицы объёма работы), которая в методике принята в качестве критерия оценки эффективности техники. В методике представлена последовательность расчета этого параметра. В качестве ограничения этого критерия принят период производства объема работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.050-2015 "Методические рекомендации по проведению испытаний и оценки эффективности машин и навесного оборудования для содержания автомобильных дорог" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 июня 2015 г. N 1111-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был