Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение К
Методика
оценки эффективности техники для содержания автомобильных дорог
1 Общие положения
Потребителя техники интересует величина прибыли, которую он получит при выполнении работ. При этом, чем меньше экономических ресурсов он затратит на содержание и эксплуатацию применяемых технических средств, тем больше будет величина прибыли. Соответственно, выгодно приобретать ту технику, на эксплуатацию которой будет затрачено меньше всего средств при выполнении работ надлежащего качества.
Выполнение определенного объема работ сопряжено с соблюдением установленных сроков - периода производства объёма работ. Поэтому при выборе техники необходимо ориентироваться на величину её эксплуатационной производительности.
При оценке затрат на эксплуатацию, их величину целесообразно соизмерять с объемом выполненной работы, получив таким образом себестоимость единицы продукции (себестоимость производства единицы объёма работы), которая, по своей сути, является технико-экономическим показателем оценки эффективности.
Таким образом, в качестве критерия оценки эффективности целесообразно выбрать себестоимость единицы продукции (СЕП), а в качестве ограничения критерия - период производства объёма работ. Наиболее эффективной будет та машина, у которой СЕП будет минимальной, а период производства объёма работ не будет превышать сроки, установленные заказчиком.
В зависимости от условий, "весомость" различных свойств может изменяться. Например, если загруженность по времени машины мала, а надёжность и стоимость имеют высокий уровень, то высокая стоимость приводится к малому объёму работы, что невыгодно, так как СЕП повышается. В такой ситуации выгоднее использовать менее надёжную и менее дорогостоящую машину, а во время простоев (по организационным причинам) организовать ее текущий ремонт.
Данный пример демонстрирует необходимость учёта условий производства работ при осуществлении выбора машины.
Условия производства работ включают:
- Среднестатистический объём работ на объекте за год;
- Интенсивность использования сменного времени машины - коэффициент использования сменного времени.
Расчёт технико-экономических показателей для сферы эксплуатации техники представляет собой определение эксплуатационной производительности и эксплуатационных издержек по следующим направлениям:
- поддержание надёжности;
- расход энергоресурсов;
- расход материалов, используемых в технологическом процессе;
- заработная плата;
- затраты на перебазирование;
- амортизационные отчисления;
- отчисления на капитальный ремонт;
- косвенные расходы.
Перечисленные расходы приводятся к величине годового рабочего времени машины, выражаемого в количестве рабочих смен, определяемого с учётом потерь времени на выходные и праздничные дни, простои по организационным и техническим причинам, а также потерям времени на перебазирования. Результатом этого приведения является величина себестоимости машино-смены.
Сменная производительность определяется исходя из величины технической производительности и простоев по всем причинам. Разделив величину себестоимости смены работы на величину сменной производительности, получим СЕП. Разделив величину среднегодового объёма работ на величину сменной производительности, получим период производства работ, выраженный в сменах рабочего времени. При проведении расчетов принимается, что качество получаемой продукции заведомо удовлетворяет установленным требованиям.
Трактовка объёма работ на объекте и понятие самого объекта работ в зависимости от типа машины может меняться. Например, ковшевой погрузчик, как правило, работает в пределах одной площадки. Его рабочий процесс не связан со скоростным перемещением. Таким образом, объём работ находится в одной точке - на рабочей площадке, а перебазированием будет считаться перемещение машины в другую точку (на другую производственную площадку). Комбинированная дорожная машина имеет объём производимых работ, распределённый по длине (линейный участок). На линейном объекте - для выполнения установленного объема работ машина должна оперативно (как можно быстрее) перемещаться, т.е. иметь рабочее скоростное перемещение. Под перебазированием в этом случае следует понимать "холостой пробег" машины для заправки.
Таким образом, объём работ, выполняемых на объекте, применительно к машинам с рабочим скоростным перемещением - это количество выполненной работы за одно скоростное рабочее перемещение. Например, распределить реагента имеет некоторую ёмкость (бункер) рабочего технологического материала, распределения которого хватит на некоторую обрабатываемую машиной площадь, измеряемую в кв.м. (ед.об.); объём работ на объекте в данном случае будет равен количеству кв.м. (ед.об.), обрабатываемых с одной заправки емкости (бункера).
Под перебазированием для машин со скоростным рабочим перемещением понимается их "холостые" перемещения, не связанные с выполнением работы. Для комбинированной дорожной машины "холостое" перемещение - переезд на другой участок дороги или пробег до места заправки емкости с последующим возвратом на участок проведения работ. Каждое такое "холостое" перемещение определяет начало нового объёма работ на объекте. В течение рабочей смены учитываются только такие типы "холостых" перемещений, простой в гараже не входит в рабочую смену.
Таким образом, в настоящей Методике в качестве критерия оценки эффективности целесообразно выбрать себестоимость единицы продукции (СЕП), а в качестве ограничения критерия - период производства объёма работ.
2 Область применения
Настоящая методика предназначена для сравнительной оценки эффективности машин одинакового функционального назначения по комплексу показателей, отражающих их технические и технико-экономические особенности, и позволяет оценить целесообразность применения конкретных моделей машин в реальных условиях эксплуатации и упростить процесс выбора и последующего приобретения.
Методика основана на анализе и обобщении имеющегося отечественного и зарубежного опыта оценки эффективности техники, его развития и дополнения выполненными исследованиями и разработками.
В настоящем документе представлен перечень показателей, обоснована правомерность их использования, изложена последовательность их расчёта и методика сравнительной оценки машин.
3 Нормативные документы
В настоящей методике использованы нормативные ссылки на следующие документы:
3.1 Методические рекомендации по определению расчетной себестоимости эксплуатации машин в строительстве. - М.: (Госстрой СССР, ЦНИИОМТП), 1984. - 72 с.
3.2 СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных машин (взамен Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин).
3.3 Методические рекомендации по разработке планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин и их применению для взаиморасчетов и определения сметных затрат на эксплуатацию машин ресурсным образом / Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя РФ: М.: ЦНИИЭУС. 1994. - 108 с.
3.4 МДС 81-3.99 Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.
3.5 Ресурсные сметные нормы. Методические рекомендации по определению затрат по эксплуатации строительных машин (Государственная корпорация Монтажспецстрой.) - М.: ЦБНТИ, 1992. - 40 с.
3.6 МДС 12-38.2007 Нормирование расхода топлива для строительных машин.
3.7 Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N НА-50-р "О внесении изменений в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р".
3.8 МДС 12-13.2003 Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин.
4 Специальные термины и определения
В настоящей методике применены следующие специальные термины с соответствующими определениями:
4.1 критерий: Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация объекта. В качестве критерия может использоваться один из показателей функционирования технического средства.
4.2. ограничение критерия: Величина, которая имеет пределы изменения, ограничивающая диапазон значений критерия.
4.3 показатель: Численная величина, характеризующая своим значением процесс или свойство, к которому она относится.
4.4 стоимость машины: Величина денежных средств, потраченных на приобретение машины в собственность, или на погашение процентных ставок по лизингу или аренде машины, произведенных в течение срока её службы.
4.5 часовые затраты на получение энергии на привод механизмов: Стоимость количества энергоресурсов, потребных для привода механизмов в течение одного часа.
4.6 часовые затраты на разогрев материалов, используемых в технологическом процессе: Стоимость количества энергоресурсов, потребных для разогрева материалов с заданным расходом до заданной температуры в течение одного часа.
4.7 часовая техническая производительность: Количество единиц продукции, произведённой за один час работы машины без простоев при полной реализации её технических возможностей.
4.8 срок службы: Количество календарных лет эксплуатации машины до её списания. Предполагается, что машина используется регулярно, поэтому годы эксплуатации имеют жёсткую связь с ресурсом.
4.9 переходной коэффициент от стоимости машины к суммарным затратам на поддержание надёжности: Доля стоимости машины, затрачиваемая в течение срока службы на поддержание её в работоспособном состоянии.
4.10 коэффициент технического использования: Определяет долю от времени рабочей смены, которое было затрачено на мероприятия по обеспечению надёжности, т.е. технические обслуживания и ремонты.
4.11 среднестатистический объём работ на объекте за год: Представляет собой среднее значение, полученное из объёмов работ на объектах использования машин в течение одного года. Единицы измерения произвольны - тонны, тысячи тонн, кубические метры. Везде должны быть использованы одни единицы, например, если объём работ измерять в тоннах, то техническая производительность должна измеряться в тоннах в час и т.п.
4.12 коэффициент использования сменного времени: Доля общего рабочего времени, в течение которого машина производит продукцию.
4.13 среднестатистическая продолжительность одного перебазирования за год: Среднее в течение года время, которое затрачивается на одно перебазирование машины.
4.14 коэффициент выходных и праздничных дней: Представляет собой отношение количества рабочих дней в году к общему количеству дней, необходим для определения количества рабочих дней в году.
4.15 коэффициент расхода энергоносителя на холостом ходу: Позволяет учесть затраты на расход энергоресурсов при простоях по организационным причинам как долю от расхода энергоносителя, затраченного при выполнении работы.
4.16 стоимость одного дня перебазирования: Усреднённая для всех дней перебазирования стоимость, состоящая из затрат на демонтаж, монтаж и транспортирование.
4.17 удельная стоимость исходных материалов: Стоимость материалов и технологических компонентов, необходимых для приготовления единицы продукции.
4.18 коэффициент потерь времени на перебазирование: Позволяет определить потери времени в приведении к смене, определяет долю от времени рабочей смены, которое затрачивается на перебазирования.
4.19 сменная эксплуатационная производительность: Число единиц продукции, произведённое за одну рабочую смену с учётом всех видов простоев.
4.20 продолжительность работы на одном месте: Количество смен, в течение которых машина работает на одном месте базирования.
4.21 суммарные затраты на поддержание надёжности: Экономические затраты, понесённые на выполнение технических обслуживаний и ремонтов в течение всего срока службы.
4.22 приведённые суммарные затраты на поддержание надёжности: Приведённые к смене работы суммарные затраты на поддержание надёжности.
4.23 затраты на заработную плату: Фонд заработной платы, приведенный к одной смене.
4.24 суммарные затраты на энергоносители: Экономические затраты на приобретение всех видов энергоносителей, необходимых для обеспечения одной смены работы.
4.25 затраты на перебазирования: Затраты на перебазирования машины, приведенные к одной смене.
4.26 косвенные расходы: Прочие затраты, не связанные непосредственно с выполнением полезной работы, приведенные к одной смене.
4.27 амортизационные отчисления на реновацию: Накопления денежных средств на будущее приобретение новой машины взамен действующей, приведенные к смене.
4.28 отчисления на проведение капитального ремонта: Накопления денежных средств на проведение капитального ремонта, приведенные к одной смене.
4.29 затраты на материалы, используемые в рабочем процессе: Денежные средства для приобретения всех компонентов в количестве, необходимом для снабжения машины в течение одной рабочей смены.
4.30 стоимость машино-смены: Затраты на обеспечение работы машины в течение одной смены.
4.31 себестоимость единицы продукции (СЕП), т.е. себестоимость производства единицы объёма работы: Стоимость исходных материалов, энергоресурсов и труда, затраченных на изготовление единицы работы.
4.32 скоростное рабочее перемещение: Перемещение при выполнении рабочего процесса с высокой скоростью. Например, перемещение катка при укатывании поверхности не относится к указанному типу перемещения. Экскаватор-планировщик не относится к машинам со скоростным рабочим перемещением. Перемещение КДМ при патрульной очистке дорог относится к указанному типу.
5 Исходная информация к оценке эффективности
В качестве критерия оценки эффективности используется себестоимость единицы продукции, а в качестве ограничения критерия - период производства объёма работ.
В виду того, что методика распространяется на большое количество видов машин, назначение исходной информации может быть связано с производством предварительных расчётов. Для каждой конкретной машины некоторые пункты исходной информации могут иметь диапазон значений, не говоря о диапазонах для различных машин, поэтому целесообразно использовать результаты мониторинга. Для большинства пунктов исходной информации объективным источником являются результаты мониторинга либо для оцениваемой машины, либо для подобных машин.
Методика призвана оценить эффективность машины, поэтому не имеет значения, какое количество владельцев будет в течение срока службы. Важно количество простоев и затраты на владение и пр.
Для выполнения расчётов себестоимости необходимо обладать исходной информацией, представленной в таблице 5.1.
Значения параметров и показателей исходной информации по пунктам 5, 6, 7, 16 определяются при помощи опроса экспертов, либо путём подконтрольной эксплуатации или мониторинга.
Уточнение смысла пунктов исходной информации 6, 7, 11 представлено в разделе "Технико-экономические показатели оценки эффективности" настоящей методики.
Таблица 5.1
Исходная информация
N п/п |
Наименование |
Обозна-чение |
Единица измерения |
Пояснения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
стоимость машины |
тыс.р. |
Количество денежных средств, затрачиваемое на владение машиной в течение всего срока службы |
|
2 |
часовые затраты на получение энергии на привод механизмов |
р./час. |
Количество энергоресурса фиксируется по счётчику, затем полученная величина умножается на стоимость |
|
3 |
часовые затраты на разогрев материалов, исп. в технологическом процессе |
р./час. |
Количество энергоресурса фиксируется по счётчику, затем полученная величина умножается на стоимость |
|
4 |
часовая техническая производительность |
ед. прод./час. |
Определяется путем подконтрольной эксплуатации (мониторинга) |
|
5 |
срок службы машины |
годы |
Назначается с использованием результатов мониторинга или на основании другой имеющейся информации |
|
6 |
переходной коэффициент от стоимости машины к суммарным затратам на поддержание надёжности |
- |
Назначается с использованием результатов мониторинга или на основании другой имеющейся информации. Равен отношению затрат на подержание надёжности за срок службы к стоимости машины. |
|
7 |
коэффициент технического использования |
- |
Назначается по формуле из пункта 6.1.) раздела 6, где назначается с использованием результатов мониторинга или другой информации |
|
8 |
среднестатистический объём работ на объекте за год |
Q |
ед. об. |
Назначается с использованием результатов мониторинга или на основании другой имеющейся информации |
9 |
продолжительность смены |
часы |
Назначается в соответствии с нормами работы предприятия |
|
10 |
количество смен в сутках |
- |
Назначается в соответствии с нормами работы предприятия |
|
11 |
коэффициент использования сменного времени |
- |
Назначается по формуле из пункта 6.3.) раздела 6, где назначается с использованием результатов мониторинга или другой информации |
|
12 |
среднестатистическая продолжительность одного перебазирования за год |
дни |
Назначается с использованием результатов мониторинга или на основании другой имеющейся информации |
|
13 |
коэффициент выходных и праздничных дней |
- |
Отношение числа рабочих дней в году к общему количеству дней |
|
14 |
коэффициент расхода энергоносителя на холостом ходу |
- |
Назначается по формуле из пункта 6.8.) раздела 6 либо на базе информации мониторинга. В последнем случае стоимость энергоносителя за единицу времени работы нужно разделить на стоимость энергоносителя за единицу времени простоя |
|
15 |
годовая зарплата операторов машины |
тыс.р. |
Назначается в соответствии с нормами предприятия |
|
16 |
стоимость одного дня перебазирования |
тыс.р./день. |
Назначается в соответствии с информацией мониторинга |
|
17 |
удельная стоимость исходных материалов |
тыс.р./ед. прод. |
Назначается в соответствии с нормами стоимости материалов |
6 Последовательность оценки эффективности
В качестве критерия оценки эффективности используется себестоимость единицы продукции, в качестве ограничения критерия - период производства объёма работ.
При производстве расчётов используется следующая модель эксплуатации: год эксплуатации с количеством дней Тг представляется полностью состоящим из рабочих дней с заданным количеством смен nсм, однако время полезной работы машины за смену сокращается таким образом, что сумма полезного времени за год была равна сумме полезного времени при реальном режиме работы.
Для выполнения расчёта необходимо выполнить следующие шаги:
6.1 определить годовое количество перебазирований в случае удалённости объектов эксплуатации.
Количество перебазирований в год nпб зависит от объёма работ на объекте Q, эксплуатационной сменной производительности , количества рабочих смен в сутках , затрат времени на перебазирование и определяется формулой .
Эксплуатационная производительность усреднена для года и зависит от затрат времени на перебазирования, т.е. . Необходимо в указанную зависимость подставить формулы производительности и её составляющих (см. пункты 6.2, 6.3), после чего найти решение относительно . В результате имеет место формула:
. (1)
Где:
,
(2)
.
(3)
Если ввести дополнительные обозначения:
,
(4)
,
(5)
,
(6)
,
(7)
,
(8)
то формула расчёта числа перебазирований примет вид:
,
(9)
где: - количество дней в году, дни;
- количество рабочих смен в сутках;
- среднестатистическая длительность одного перебазирования, дни;
- продолжительность смены, часы;
- коэффициент использования сменного времени;
- коэффициент технического использования;
- коэффициент выходных и праздничных дней;
- коэффициент потерь времени на перебазирования;
Q - среднестатистический объём работ на одном объекте за год, ед. прод.
При оценке эффективности стационарной машины, работающей весь срок службы на одном месте, расчёт не нужен, коэффициент потерь времени на перебазирования принять равным единице .
6.2 Определить коэффициент потерь времени на перебазирования
,
(10)
,
(11)
где: - годовое количество смен работы, затрачиваемое на перебазирования, см.;
6.3 определить сменную эксплуатационную производительность, ед. прод. (т) /см.
,
(12)
,
(13)
За счёт коэффициента определяется полезная доля от времени смены .
При этом используется следующая схема учёта коэффициентов во времени смены : коэффициент выходных и праздничных дней отделяет от времени смены долю, которая при суммировании за год определит общее количество выходных и праздничных дней. Коэффициент технического использования от оставшейся части смены отделяет время, которое затрачивается на все виды технических обслуживаний и ремонтов. Величину приближённо можно определить по формуле , где - годовое количество дней, расходуемых на все виды технических обслуживаний и ремонтов. В результате остаётся часть рабочей смены, в течение которой машина находится в рабочем состоянии. Коэффициент использования сменного времени из оставшейся части смены выделяет долю, в течение которой на машине выполняется полезная работа. Величину можно приближённо определить по формуле , где - среднее фактическое время работы машины в смену. Приведённые формулы не носят строго характера и служат для улучшения понимания смысла коэффициентов. Коэффициент использования сменного времени и коэффициент технического использования имеют особенности, поэтому их не следует отождествлять с одноимёнными общепринятыми коэффициентами.
Коэффициент (см. 6.2) определён таким образом, чтобы из оставшейся полезной доли от времени смены, равной , выделить часть, которая расходуется на перебазирования.
6.4 определить продолжительность работы на одном месте (период производства работ)
Данный показатель является ограничением критерия оценки эффективности - себестоимости единицы продукции. Минимум себестоимости единицы продукции определяет наиболее эффективную машину, однако если период производства объёма работ больше допустимых сроков, то могут быть применены штрафные санкции, определяющие резкое возрастание себестоимости. В связи с чем наиболее эффективной следует принять машину с допустимым периодом производства объема работ и минимально возможной себестоимостью.
, см.
(14)
Величина определяет количество смен работы с учётом всех видов простоев при равномерном их распределёнии в течение года.
При оценке эффективности стационарной машины, эксплуатируемой на одном месте в течение всего срока службы, расчёт не нужен.
6.5 определить суммарные затраты на поддержание надёжности на протяжении всего срока службы Tр машины:
, тыс. р.
(15)
где: - коэффициент перехода от стоимости к затратам на поддержание надёжности;
- стоимость машины, тыс.р.
При расчёте величины используется следующее допущение: суммарные за весь срок службы затраты на поддержание надёжности при выполнении норм эксплуатации для машин одной и той же модели одинаковы.
6.6 определить приведённые суммарные затраты на поддержание надёжности
, тыс.р./см.
(16)
где: - срок службы, годы.
6.7 определить затраты на заработную плату
, тыс.р./см.
(17)
где: - годовая зарплата операторов машины, тыс.р.
6.8 определить суммарные затраты на энергоносители
, тыс.р./см.
(18)
где: - коэффициент расхода энергоносителя на холостом ходу.
Затраты на энергоносители состоят из затрат на получение энергии на привод механизмов и затрат на разогрев материалов, используемых в технологическом процессе . Определяются исходя из расхода топлива в течение часа работы в номинальном режиме в р./час.
Если в течение времени смены, при отсутствии объёмов работ по организационным причинам, силовые установки и прочие агрегаты работают с потреблением некоторого количества энергоресурса, то . В этом случае можно приближённо оценить по формуле
,
(19)
где и - стоимость расходуемого энергоносителя соответствующего вида на холостом ходу, р./час.
В противном случае . Формула приведена для улучшения понимания смысла коэффициента.
6.9 определить затраты на перебазирования
, тыс.р./см.
(20)
,
(21)
где: - стоимость одного перебазирования, тыс.р.; - стоимость одного дня перебазирования, тыс.р./день.
При оценке стационарной машины затраты на перебазирования учитывать не нужно.
6.10 определить косвенные расходы
, тыс.р./см.
(22)
6.11 определить амортизационные отчисления на реновацию
, тыс.р./см.
(23)
6.12 определить отчисления на проведение капитального ремонта
, тыс.р./см.
(24)
Если капитальный ремонт не предусмотрен, то данный вид отчислений учитывать не нужно.
6.13 определить затраты на материалы, используемые в рабочем процессе
, тыс.р./см.
(25)
где: - удельная стоимость исходных материалов, тыс.р./ед. прод. (т)
6.14 определить стоимость машино-смены
, тыс.р./см.
(26)
При расчёте для стационарной машины величину не учитывать.
6.15 определить себестоимость единицы продукции (СЕП)
, тыс.р./ед. прод. (27)
Слагаемое учитывать не обязательно. По существу, оно позволяет ещё раз за период эксплуатации вернуть стоимость машины (амортизационные отчисления и отчисления на проведение капитального ремонта также позволяют вернуть стоимость - см. 6.11, 6.12), поэтому формулу определения Z можно представить в виде:
,
(28)
7. Технико-экономические показатели оценки эффективности
В качестве основных показателей следует использовать:
- себестоимость единицы продукции (СЕП);
- продолжительность работы на одном месте (период производства объема работ).
В качестве дополнительных показателей оценки эффективности следует использовать:
- сменная эксплуатационная производительность;
- коэффициент потерь времени на перебазирования;
- приведённые суммарные затраты на поддержание надёжности;
- приведённые суммарные затраты на энергоносители;
- приведённые затраты на перебазирования;
- стоимость машино-смены.
Разработанная методика носит общий (универсальный) характер практически для всех видов дорожных машин и позволяет расчетным методом произвести сравнительную оценку эффективности машин одинакового функционального назначения.
Методика является основой для последующей разработки программы автоматизированного расчета сравнительной эффективности широкой номенклатуры машин для содержания автомобильных дорог и других видов дорожной техники.
8 Выбор наиболее эффективного образца из перечня машин одинакового функционального назначения
Для поиска наиболее эффективного образца необходимо выполнить действия:
8.1 Сформировать группу сравниваемых машин одинакового функционального назначения
8.2 Для каждой из машин группы составить перечень исходной информации (см. табл. 5.1.)
8.3 Для каждой машины произвести расчёты по формулам разделов 6.1_6.4 и зафиксировать соответствующие им величины периодов производства работ.
8.4 Из группы сравниваемых машин удалить те, для которых период производства работ выходит за предельные установленные сроки.
8.5 Для оставшейся группы машин произвести расчёты по формулам разделов 6.5_6.15.
8.6 Наиболее эффективным следует считать образец, обладающий минимальной величиной себестоимости единицы продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.