Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.Н. Мухина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Н. Мухин оспаривает конституционность статьи 56 "Общий порядок выплаты пенсий и органы, их выплачивающие" Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", а фактически части первой названной статьи, согласно которой выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в его статье 11, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами и Сберегательным банком Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 2, 19 (части 1 и 2), 23 и 27 (части 1 и 2), поскольку допускает возможность изменения способа выплаты пенсии без согласия военного пенсионера.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (как в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 года N 154-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции) устанавливает общий порядок выплаты предусмотренных данным Законом пенсий, а ее отдельные положения (включая оспариваемую заявителем часть первую, которая определяет место выплаты пенсии и способ ее получения) выступают элементами правового механизма реализации пенсионных прав военных пенсионеров и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права указанной категории граждан.
Отсутствуют основания и для вывода о нарушении оспариваемым законоположением конституционных прав Н.Н. Мухина в его конкретном деле, поскольку заявителю, прибывшему в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, с 1 января 2012 года была назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивалась путем перечисления на лицевой счет в Сберегательном банке Российской Федерации. После выявления в октябре 2015 года того факта, что Н.Н. Мухин не проживает по месту регистрации, выплата пенсии ему стала осуществляться путем перевода через почтовое отделение, о чем он был письменно извещен, а с февраля 2016 года по настоящее время, по информации военного комиссариата Липецкой области, производится согласно волеизъявлению заявителя путем зачисления соответствующих сумм во вклад в учреждении Сберегательного банка Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мухина Николая Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 2706-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мухина Николая Николаевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)