Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Молочная отрасль Российской Федерации
Во всем мире производству и потреблению молока и молочной продукции уделяют серьезное внимание. Ежегодное производство молока составляет около 750 млн. т, из них 85% составляет коровье молоко. В самой отрасли и сопряженных с ней работает более 21 тысячи предприятий, занято свыше 1,2 миллиона человек, продукция отрасли составляет до 15% от оборота розничных сетей. Молоко и молочные продукты входят в список продукции, подпадающей под Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г N 120 [1].
Во многих странах (Финляндия, Ирландия, Великобритания, Эстония, Австралия, Франция, Германия) производство молока и молочной продукции возведено в ранг государственной политики и нацелено как на производство национальных продуктов, имеющих общемировое признание, так и инновационных молочных продуктов, учитывающих запросы времени, интересы разных категорий потребителей и современный ритм жизни. Прогнозируется, что реализация "Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 N 1364-р, позволит сформировать национальную систему управления качеством пищевой продукции в России.
Оценочный показатель продовольственной безопасности - среднее потребление молока и молочной продукции в пересчете на молоко в России составляет 248 кг/чел. в год при норме потребления 392 кг/чел. в год [2].
По уровню потребления питьевого молока наша страна в последние годы занимает 35-е место в мире, по уровню потребления сыра и сливочного масла - 33-е и 18-е соответственно (табл. 1.1). Основная причина этого - недостаточные объемы производства сырого молока (обеспеченность "местным" молоком составляет 79,14%).
Таблица 1.1 - Место России в мировом производстве молочных продуктов
Товарные группы |
Крупные страны - производители |
Место России в производстве |
Коровье молоко, свежее цельное |
США, Индия, Китай, Россия, Германия, Бразилия, Франция, Новая Зеландия, Великобритания, Польша, Турция, Италия, Пакистан, Аргентина, Нидерланды, Мексика, Украина, Австралия, Канада, Япония |
Россия производит молока меньше США в 2,6 раза, меньше Индии на 36%, Китая - на 11%. Россия опережает по производству Германию на 12%, Бразилию на 18%, Францию на 30%. Россия производит больше Польши в 2,6 раза, Италии и Мексики в 3 раза, Канады и Японии в 4 раза. |
Молоко и сливки в твердых формах |
США, Бразилия, Новая Зеландия, Китай, Нидерланды, Германия, Индонезия, Япония, Дания, Мексика, Великобритания, Ирландия, Индия, Франция, Белоруссия, Египет, Польша, Украина |
США производят больше России в 9 раз, Бразилия в 8 раз, Германия в 6 раз, Япония в 3 раза, Мексика в 2,5 раза, Индия в 2 раза, Франция в 1,8 раза, Белоруссия в 1,7 раза. |
Сливочное масло и прочие жиры и масла, полученные из молока |
США, Германия, Франция, Россия, Польша, Нидерланды, Ирландия, Бразилия, Великобритания, Австралия, Китай, Украина, Белоруссия, Индия, Япония |
США производят больше России в 2,6 раза, Германия и Франция в 1,6 раза. Россия опережает по производству Польшу на 60%. Россия производит больше Бразилии в 2 раза, больше Китая в 2,6 раза, больше Индии в 3,5 раза. Россия производит больше Мексики в 20 раз. |
Сыры и творог |
США, Германия, Италия, Франция. Нидерланды, Россия, Польша, Великобритания, Канада, Аргентина, Бразилия, Дания, Австралия, Украина, Китай, Иран, Мексика, Австрия, Ирландия, Чешская Республика, Япония |
США производят больше России в 5,4 раза, Германия и Италия в 3 раза, Франция в 2,6 раза. Россия производит больше Польши на 24%, больше Бразилии в 1,8 раза, больше Австралии в 2 раза, больше Китая в 2,6 раза и Мексики в 5 раз. |
Производство молочной продукции в Российской Федерации осуществляют около 6 тыс. организаций различной формы собственности (500 относятся к крупным и средним). Среди них 1 757 производят цельномолочную продукцию, 118 - сухие молочные продукты, 1 233 - сливочное масло и спреды, 1 431 - сыр и сырные продукты, 67 - сгущенные молочные продукты [1]. Сведения о производстве отдельных видов продукции приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Производство важнейших видов молочной продукции, тонн (данные Росстата)
Наименование продукта |
2016 год |
2016 г. в % к |
Йогурт |
778 846,6 |
101,7 |
Кварк |
547,3 |
92,1 |
Кефир |
1 068 050,1 |
100,0 |
Масло сливочное |
247 413,5 |
95,6 |
Масло сливочное и пасты масляные |
250 801,6 |
96,2 |
Молоко жидкое обработанное |
5 490 475,3 |
102,1 |
Молоко и сливки в твердых формах |
117 818,7 |
92,6 |
Молоко питьевое для питания детей раннего возраста |
46 450,2 |
89,3 |
Мороженое и десерты замороженные прочие |
407 114,0 |
108,4 |
Продукты кисломолочные |
2 479 895,5 |
101,6 |
Продукты кисломолочные прочие, в т.ч. обогащенные |
90 367,5 |
102,4 |
Продукты молочные сгущенные (тыс. услв. банок) |
847 009,0 |
102,2 |
Продукты сырные |
136 237,3 |
102,5 |
Продукты творожные |
364 538,8 |
97,1 |
Ряженка |
221 291,5 |
101,9 |
Сливки |
125 460,8 |
103,6 |
Сливки сгущенные (тыс. услв. банок) |
2 797,0 |
97,6 |
Сметана |
585 759,9 |
99,9 |
Сыворотка сухая |
120 054,0 |
111,0 |
Сыр и творог |
1 376 129,1 |
100,1 |
Сыры и продукты сырные |
599 686,9 |
103,2 |
Сыры прочие |
25 690,3 |
119,8 |
Творог |
405 148,0 |
98,0 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) |
11 854 748,0 |
102,0 |
Вследствие отсутствия необходимых объемов сырого молока производственные мощности большинства предприятий существенно недогружены (табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Баланс производственных мощностей молочных предприятий в 2015 году (по Росстату)
Виды продукции |
Среднегодовая мощность |
Уровень использования производственной мощности |
|
тонн |
2015 г. в % к 2014 г. |
в % |
|
Масло сливочное и пасты масляные, тонн в смену |
582 219,1 |
102,7876465 |
35,65 |
Молоко и сливки в твердых формах |
295 585,9 |
109,2718157 |
37,42 |
Продукты молочные сгущенные, тыс. усл. банок в смену |
1 201 823,5 |
99,41765128 |
59,94 |
Сыры и продукты сырные, тонн в смену |
750 876,18 |
115,6204788 |
65,74 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) |
16 625 778,64 |
98,51137121 |
61,02 |
1.1. Производство сырого молока
Объемы производства сырого молока в России характеризует рисунок 1.1.
Будучи одним из крупнейших в мире производителей молока, Российская Федерация уступает по эффективности развитым странам: имеет сравнительно низкую долю товарного молока в общем объеме производства (из 30,72 млн. т произведенного сырого молока на переработку направлено только 20,1 млн. т), проигрывает по продуктивности поголовья [1].
Рисунок 1.1 - Динамика и структура годового производства молока по категориям хозяйств (по данным Росстата)
Поголовье коров и объемы производства молока в последние годы значительно снижались (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Структура поголовья и продуктивности коров, тыс. голов
Структура производителей молока в Российской Федерации такова, что в сельскохозяйственных организациях производится менее половины молока, около 46% приходится на хозяйства населения и 13% - на фермерские хозяйства. При этом доля товарного молока в сельскохозяйственных организациях 70,3%, в личных подсобных хозяйствах населения - 22,3%, в фермерских хозяйствах только 7,4%. Из года в год наблюдается выбытие товарности в ЛПХ и увеличение в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных организациях. Товарность молока, варьирующая по регионам России в широком диапазоне, в среднем составляет всего 66% (по данным Росстата) - рисунок 1.3.
Рисунок 1.3 - Товарность молока в Российской Федерации, %
Личные подсобные хозяйства и фермерские хозяйства, производящие более половины всего объема молока, отличаются не только низкой товарностью, но и имеют самый низкий прирост молочной продуктивности. Основной вклад в позитивную динамику производства вносят сельскохозяйственные организации - производители со средним дойным поголовьем в 1000 и более голов.
Характеризуя состояние российского рынка молока в целом, аналитики отмечают стагнацию в производстве сырого молока в течение последних 10 лет и рост производства товарного молока на 1 - 2% в последнее время [3].
1.2. Производство цельномолочной продукции
Сведения о производстве различных видов цельномолочной продукции, далее по тексту ЦМП, приведены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Производство цельномолочной продукции в России, т., Росстат
Наименование продукции |
2015 |
2016 |
ЦМП (в пересчете на молоко) |
11 625 737,0 |
11 854 748,0 |
Йогурт |
765 539,0 |
778 846,6 |
Кварк |
594,2 |
547,3 |
Кефир |
1 067 573,1 |
1 068 050,1 |
Масло сливочное |
258 930,0 |
247 413,5 |
Масло сливочное и пасты масляные |
260 584,4 |
250 801,6 |
Молоко жидкое обработанное |
5 377 867,2 |
5 490 475,3 |
Молоко и сливки в твердых формах |
127 298,4 |
117 818,7 |
Мороженое и десерты замороженные прочие |
375 428,9 |
407 114,0 |
Продукты кисломолочные |
2 439 741,5 |
2 479 895,5 |
Продукты молочные сгущенные |
828 570,0 |
847 009,0 |
Продукты сырные |
132 907,1 |
136 237,3 |
Продукты творожные |
375 284,2 |
364 538,8 |
Сливки |
121 110,6 |
125 460,8 |
Сливки сухие гранулированные или в других твердых формах |
287,3 |
169,6 |
Сметана |
586 634,6 |
585 759,9 |
Сметана с массовой долей жира более 35,0% |
318,4 |
203,6 |
Сметана с массовой долей жира от 10,0% до 14,0% |
24 566,3 |
24 938,2 |
Сметана с массовой долей жира от 15,0% до 34,0% |
540 059,3 |
537 566,6 |
Спреды |
150 312,0 |
162 898,0 |
Творог |
413 341,2 |
405 148,0 |
Творог для детского питания, в т.ч. обогащенный |
38,3 |
21,1 |
Творог для питания детей раннего возраста |
45 416,0 |
48 479,7 |
Творог зернёный |
28 162,5 |
27 758,0 |
Основные объёмы ЦМП в России производятся внутри страны. В 2016 г. было произведено 11 854 тыс. т. ЦМП, что составило 102% от объёмов 2015 г. и 103% от 2014 г. В 2016 г. был произведен максимальный с 1992 г. объем продукции [3].
Больше всего цельномолочной продукции было произведено в Центральном ФО (3 168,5 тыс. т.) и Приволжском ФО 2 981 (тыс. т.). Структуру производства цельномолочной продукции по федеральным округам можно увидеть на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Территориальная структура производства цельномолочной продукции в январе 2016 г.
Без учета кисломолочной позиции, импорт цель молочной продукции в России составил около 234 тыс. т. (в долларовом эквиваленте - 149 млн.$), что, безусловно, ниже уровня 2015 года на 8,5% и на 22,5% ниже уровня 2014 года. Если сильное снижение к 2014 году объясняется защитными мерами в виде продовольственного эмбарго в ответ на западные санкции, то по сравнению с 2015 годом сокращение импорта объясняется наращиванием ее производства внутри страны, при этом общее потребление молочной продукции продолжает снижаться, в том числе по причине падения доходов населения [4].
Главным поставщиком цельномолочной продукции остается Республика Беларусь (около 93% в структуре импорта в Россию). Доля Республики Казахстан занимает 6% в импорте цельномолочной продукции.
Тем не менее, в спросе населения на цельномолочную продукцию наблюдается стабильность [5], а переориентация потребительского спроса на традиционные сравнительно недорогие цельномолочные продукты (молоко, сметана, кефир и т.п.) в условиях снижения покупательной способности денежных доходов населения будет способствовать дальнейшему расширению производства цельномолочной продукции [6, 7].
1.3. Производство масла и спредов
Производство сливочного масла и спредов в тоннах иллюстрирует рисунок 1.5 (по данным Росстата).
Рисунок 1.5 - Производство сливочного масла и спредов, т
Большая доля в производстве масла сливочного в 2016 году у Приволжского и Центрального Федеральных округов (76,5 тыс. т. и 68,6 тыс. т. соответственно).
Структура производства в тоннах представлена в таблице 1.5 (по данным Росстата).
Таблица 1.5 - Структура производства сливочного масла и спредов, т
Федеральный округ |
2016 г. |
Российская Федерация |
247 413,5 |
Приволжский федеральный округ |
76 491,2 |
Центральный федеральный округ |
68 661,3 |
Сибирский федеральный округ |
41 795,6 |
Южный федеральный округ |
17 196,3 |
Северо-Западный федеральный округ |
14 548,7 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
12 757,9 |
Уральский федеральный округ |
10 230,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
4 208,7 |
Крымский федеральный округ |
1 523,2 |
В 2016 году было произведено на 4,5% сливочного масла меньше, чем в 2015 году. По данным Молочного союза России, потребление масла снизилось чуть более чем на 2%, маргаринов и спредов на 11%. Одним из ключевых факторов снижения производства масла сливочного является снижение платежеспособного спроса и постоянный для Российской Федерации дефицит сырого молока. Также можно заметить общее снижение импортных поставок. Производителям сливочного масла сложно конкурировать с предприятиями, занимающимися фальсифицированием молочной продукции. Крупнейшие регионы-производители сливочного масла: Алтайский край, Республика Татарстан, Воронежская область, Краснодарский край, Удмуртская Республика, Республика Башкортостан, Белгородская и Курская области. На 20 регионов Российской Федерации приходится около 70% производства сливочного масла в стране.
Большинство предприятий промышленности выпускают традиционный ассортимент продукции (масло Традиционное, Крестьянское, относящиеся к сегментам с массовой долей жира более 80% и от 50 до 79%, соответственно). Вместе с тем ряд предприятий выпускает сливочное масло по ресурсосберегающим технологиям (масло подсырное, масло Бутербродное и др. виды масла пониженной жирности).
Интерес предприятий проявляется также и к выработке разновидностей масла, имеющих более длительный срок годности (стерилизованное, топленое). Их объем составляет 2,8 - 3,5% от объема производства. Впервые в статистических данных по производству жировых молочных продуктов появилась масляная паста, объем которой пока составляет 1,3%.
В последнее время недостаток сырого молока, вынудил многих производителей искать альтернативные пути увеличения объемов товарной продукции своих предприятий. Сегодня четко прослеживается интерес производителя к новым жировым продуктам-спредам (табл. 1.6). Большая их часть производится на молочных предприятиях (около 100 предприятий), выпускавших ранее в качестве жировых продуктов только традиционные виды сливочного масла. В настоящее время большинство производителей позицируют спреды как отдельную группу продуктов.
Таблица 1.6 - Ассортимент спредов в России, тонн (по данным Росстата)
Наименование спредов |
2015 г |
2016 г |
Спреды |
150 312 |
162 898 |
Спреды прочие |
38 053 |
45 098 |
Спреды растительно-жировые, среднежирные (с массовой долей жира от 50% до 69,9%) |
19 398 |
26 338 |
Спреды растительно-сливочные, высокожирные (с массовой долей жира от 70% до 95%) |
56 239 |
54 260 |
Спреды растительно-сливочные, низкожирные (с массовой долей жира от 39% до 49,9%) |
55 |
1 |
Спреды сливочно-растительные, высокожирные (с массовой долей жира от 70% до 95%) |
24 891 |
21 244 |
Спреды сливочно-растительные, среднежирные (с массовой долей жира от 50% до 69,9%) |
11 680 |
15 958 |
Поскольку производство спредов дает ощутимый экономический результат, предприятия вкладывают значительные средства и в техническое переоснащение масло цехов, приобретая маслообразователи новых конструкций или дополнительное оборудование для получения устойчивых молочно-жировых дисперсий (диспергаторы, эмульсоры и др.), аппараты для фасования готового продукта в потоке, обеспечивающие улучшение его качества. Это дает основание в перспективе ожидать увеличение их производства в общей доле продукции маслодельных предприятий.
Многие из таких жировых продуктов нового ассортимента, в том числе и указанные в таблице 1.6, содержат в своем составе различные пищевые добавки, обеспечивающие приближение их органолептических и структурно-механических характеристик к соответствующим показателям традиционных видов сливочного масла. Очевидно, что в дальнейшем увеличение сегмента этих продуктов повысит востребованность и в пищевых добавках.
В условиях ограниченного развития рынка молочного сырья, а также некоторого снижения покупательской способности потребителя, эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение производства спредов различного состава и частичное замещение традиционных видов сливочного масла низкожирными жировыми продуктами на основе молочного жира (маслом пониженной жирности, масляными и сливочными пастами), требующими меньшего удельного расхода молока-сырья [8]. Это может быть единственным путем решения вопроса снижения импортозависимости в данном секторе пищевого производства в сложившихся современных условиях (таблица 1.7). Кроме того, в перспективе следует ожидать также увеличения и доли функциональных жировых продуктов, что соответствует общемировым тенденциям пищевого производства.
Таблица 1.7 - Соотношение собственного производства и импорта сливочного масла, по данным ФТС России и Росстата
Год |
Массовая доля, %, сливочного масла |
|
собственного производства |
импортного |
|
2012 |
68 |
32 |
2013 |
66 |
34 |
2014 |
67 |
33 |
2015 |
75 |
25 |
2016 |
73 |
27 |
Описанные выше изменения ассортимента жировой продукции, выпускаемой молочными предприятиями, вынуждают изготовителей изменять привычную организацию технологического процесса и более грамотно управлять им, оценивая всю совокупность факторов, способных повлиять на качество того или иного продукта маслоделия. И только грамотный подход в этом вопросе может обеспечить стабильное качество выпускаемых продуктов маслоделия различного состава [8].
1.4. Производство сыров
Производство сыров и сырных продуктов в Российской Федерации за последние годы существенно возросло (табл. 1.8).
Таблица 1.8 - Производство сыров в РФ, т (по данным Росстата)
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Сыры и продукты сырные |
433 180 |
494 319 |
581 314 |
599 686,9 |
Сыр мягкий |
24140 |
24559 |
28301 |
33136,6 |
Сыр полутвердый |
99608 |
96372 |
113026 |
124581,8 |
Сыр твердый |
84739 |
106233 |
144166 |
137203,3 |
Сыр рассольный |
21126 |
22429 |
23747 |
21589 |
Продукты сырные |
89940 |
115792 |
132907 |
136237,3 |
Аналитики напрямую связывают этот рост производства (также как и масла, и сухого молока) с введением ответных санкций на европейскую сельскохозяйственную продукцию (снижение импорта). По данным Минсельхоза РФ импорт молочной продукции, большую часть которого составляли именно эти группы продукции, в 2014 г. сократился на 32% [4].
Российский рынок сыра находится в постоянном движении. Представленный на рынке ассортимент продукции, а также широкий ценовой разбег делают данный продукт доступным для всех слоев населения. Наибольшим спросом пользуются традиционные для России марки сыра: "Российский" (доля потребителей сыра этой марки составляет почти половину от числа всех потребителей сыра), "Голландский" (около 34%), "Пошехонский" (около 29%) и "Костромской" (около 23%), "Гауда" (около 18%) и "Эдамер" (около 15%).
В Российской Федерации достаточно молокоперерабатывающих предприятий, способных обеспечить потребность населения в сырах и сырной продукции (загрузка оборудования по сырам в последние годы составляла порядка 60%), однако, для многих сыродельных предприятий характерен высокий моральный и физический износ технологического оборудования, что не дает возможности повышать эффективность производства и снижать потери сырья при его переработке. Обновление производственных мощностей сейчас происходит очень медленно, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью молочной отрасли в целом и особенно ресурсоемких производств.
В современных условиях в сыроделии наряду с проблемами сырьевой и технической обеспеченности обостряются еще и вопросы огромной импортозависимости по бактериальным закваскам и молокосвертывающим ферментам, высокотехнологичному оборудованию для производства и упаковки сыров.
С учетом такой ситуации решать задачи импортозамещения, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности РФ и Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ, разработанной на период до 2020 г., весьма сложно.
Несмотря на все трудности, определенный сдвиг в ситуации с производством этих групп продуктов все же наметился, о чем свидетельствуют данные официальной статистики по увеличению объемов сыров и сырных продуктов.
Предприятиям приходится перестраивать свою ассортиментную политику в сторону увеличения доли менее ресурсоемких продуктов как натуральных, так и молокосодержащих, в отдельных случаях, где это допустимо, применять технологии рекомбинирования.
Таким образом, приоритетными направлениями в области производства сыров являются:
- внедрение ресурсосберегающих технологий полутвердых и твердых сыров, в том числе с сокращенным сроком созревания, расширение ассортиментной линейки и объемов производства мягких сыров;
- увеличение степени использования всех составных частей молока для производства сыров за счет привлечения вторичных молочных ресурсов (сыворотки, пахты) и применения для этой цели инновационных мембранных методов;
- создание технологий и развитие производства сыров с лечебно-профилактическими свойствами, с улучшенной пищевой и биологической ценностью для определенных категорий потребителей и сфер использования;
- совершенствование технологии ферментных препаратов для сыроделия;
- совершенствование технологий эффективной переработки подсырной сыворотки на пищевые цели.
1.5. Производство консервов и сухих молочных продуктов
В шестидесятые годы прошлого века 53 молочноконсервных комбината страны вошли во Всесоюзное объединение "Союзконсервмолоко". Было проведено их техническое переоснащение. Многие молочноконсервные заводы с тех пор остались на том же техническом уровне. Устаревшее оборудование для сгущения и сушки, невозможность внедрения многостадийной сушки и недостаток молочного сырья - основные причины отсутствия прироста производства сухого молока (таблица 1.9). Производство сухого обезжиренного молока и сухих сливок в 2015 г. составило соответственно 82,6% и 72,3% к уровню 2014 г. Эти же причины объясняют и долю импорта, которая достигает 60% по отношению к собственному производству (таблица 1.10).
Таблица 1.9 - Производство концентратов молока в России, т (по данным Росстата)
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Молоко сухое с м.д.жира не более 1,5%, т |
59161,1 |
83882 |
69312,9 |
63586,7 |
Молоко сухое с м.д.жира более 20%, т |
28933,9 |
28038,2 |
20280,4 |
24 575,4 |
Молоко сухое и сухие сливки, т |
116519,09 |
147707,52 |
127298,4 |
117 818,7 |
Продукты молочные сгущенные, туб |
861816,0 |
830091 |
828570 |
847 009,0 |
Сыворотка сухая, т |
71138,8 |
92504,6 |
108122,3 |
120 054,0 |
Таблица 1.10 - Соотношение собственного производства и импорта сухого обезжиренного (СОМ) и сухого цельного молока (СЦМ) (по данным Росстата)
Год |
Массовая доля, %, |
||||
СОМ |
СЦМ |
||||
собственного производства |
импортного |
собственного производства |
импортного |
||
2012 |
45 |
55 |
69 |
31 |
|
2013 |
35 |
65 |
48 |
52 |
|
2014 |
48 |
52 |
48 |
52 |
|
2015 |
37 |
63 |
41 |
59 |
|
2016 |
32 |
68 |
37 |
63 |
На протяжении последних лет также сокращается и выпуск сгущенных молочных консервов (в 2015 г. производство составило 99,8% от объемов 2014 г.). В условиях недостатка молочного сырья производители сгущенных консервов переходят на выработку молокосодержащих и рекомбинированных продуктов, вырабатываемых по техническим условиям. По данным Росстата 63,5% консервов представляют собой сгущенное молоко, 0,3% - сгущенные сливки, остальные - сгущенные продукты, произведенные по техническим условиям. Тем не менее, в 2016 году наметилась положительная тенденция к 2015 году - рост производства на 2%.
На выпуск молочных консервов в России расходуется около 9% производимого сырого молока. В целом рынок молочных консервов можно условно разделить по потребительскому дифференцированию на две части: консервы, предназначенные для розничной продажи, и консервы, предназначенные для промышленной переработки. В настоящее время соотношение этих сегментов составляет 2:1. Но спрос на молочные консервы со стороны производителей растет более высокими темпами, чем со стороны населения, в первую очередь за счет интереса со стороны кондитерских предприятий.
Состояние современной российской молочноконсервной промышленности характеризуют:
- существенный физический и моральный износ выпарного и сушильного оборудования ряда заводов, связанный со значительными потерями энергии и уносом сухого продукта, не соответствующих современным требованиям по энергоэффективности и экологии;
- низкий уровень использования производственных мощностей;
- увеличение доли молокосодержащих консервов и вареного сгущенного молока;
- отсутствие очистных сооружений или устаревшие очистные сооружения;
- отсутствие или неполный сбор конденсата вакуум-выпарных аппаратов;
- высокий показатель объема сточных вод, составляющий от 60 до 85% от расхода свежей воды, существенная загрязненность сточных вод первыми смывными водами с технологического оборудования.
1.6. Производство мороженого
В 1980 - 1990-х годах потребности населения в мороженом удовлетворялись в основном местными фабриками. С переходом на рыночные отношения появилась группа компаний, которые не базировались, как раньше, ни на хладокомбинатах, ни на предприятиях молочной промышленности, а строили новые фабрики, специально для производства мороженого, что повышало эффективность их работы.
Сегодня общие производственные мощности могут обеспечить выпуск около 650 тыс. т мороженого в год. Непосредственно производством мороженого заняты более 30 тысяч человек, а в целом в цепочке от производства до покупателя - еще не один десяток тысяч человек.
Еще 15 - 20 лет назад в отрасли были представлены 250 - 300 предприятий, а сейчас их не более 150: произошло укрупнение предприятий, вырос уровень консолидации рынка, появились предприятия на основе частной собственности, акционированные предприятия, связанные с новым бизнесом, с новыми инновационными программами, новой инвестиционной политикой. Сегодня пять компаний ("Инмарко", "Русский холод", "Талосто", "Нестле" и "Айсберри") выпускает больше половины мороженого в России.
Производство мороженого глубоко интегрировано с другими отраслями - поставщиками сырья, оборудования, транспорта, упаковки, торговлей. Отрасль является емким и платежеспособным потребителем сельхозпродукции. С учетом сыворотки, сливок и других продуктов общий объем потребления только молочного сырья для мороженого составляет более 180 тыс. т в год (таблица 1.11).
Таблица 1.11 - Объемы сырья, используемого в производстве мороженого (по данным Росстата)
Вид сырья |
Объем, тыс. тонн |
Молоко натуральное |
56 |
Молоко сухое цельное и обезжиренное |
35 |
Молоко сгущенное цельное и обезжиренное |
40 |
Масло сливочное |
40 |
Заменители молочного жира |
35 |
Сахар |
45 |
Фруктовые наполнители и пищевкусовые добавки |
28 |
Однако значительный объем средств направляется на закупки за рубежом из-за дефицита и низкого качества отечественного сырья [9].
За десятилетие с середины 1990-х до середины 2000-х годов удалось практически удвоить производство мороженого в стране. В то же время, с начала предкризисных и кризисных лет и по настоящее время отрасль развивается неустойчиво (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 - Динамика производства мороженого в России в 2000 - 2015 годах
В 2016 г. в России было произведено 407,1 тыс. т. мороженого и десертов замороженных, что составляет 108% от объемов 2015 г. Имеющиеся мощности достаточны для ежегодного выпуска 650 тыс. т продукции. По данным Союза мороженщиков России, свыше 98% реализуемого в стране мороженого отечественного производства.
Согласно мониторингу, среди федеральных округов лидером стал Центральный с долей в 24% - 97,5 тыс. т. На втором месте оказался Сибирский федеральный округ, который произвел 87,9 тыс. т, на третьем - Приволжский (86,7 тыс. т). Такие показатели связаны с географией размещения производств (рис. 1.7).
Рисунок 1.7 - Производство мороженого по Федеральным округам в 2016 г., Росстат
Наиболее острыми проблемами на рынке мороженого России являются: дефицит молока и падение потребительской активности.
По оценке IndexBox, отрасль по производству мороженого в среднесрочной перспективе продолжит рост. Его основными драйверами станут умеренный рост реальных доходов населения (по оценке МЭР, 2017 - 2019 гг. они суммарно вырастут на 3,8%), а также расширение экспорта российской продукции в Китай и республики бывшего СССР. В немалой степени перспективы отрасли будут зависеть от эффективности маркетинговой политики компаний, которые пытаются привлечь потребителя за счет ввода новых торговых марок и экспериментов с дизайном и вкусовыми качествами продукции.
За последние несколько десятилетий объем потребления мороженого в Российской Федерации практически не изменился, и число людей реально его потребляющих также остается постоянным и составляет лишь около половины населения - 55% (в крупных городах этот показатель выше). Мороженое не является продуктом первой необходимости и даже не рассматривается как полноценный продукт питания, но в тоже время Институт питания РАМН в качестве рекомендуемой нормы определил потребление мороженого на человека в объеме 5 кг в год. В настоящее время Российской Федерации этот показатель составляет около 3 кг, что в два раза ниже среднеевропейского и в три раза ниже американского (таблица 1.12).
Таблица 1.12 - Среднегодовое потребление мороженого в мире, кг/чел в год
Регион |
Потребление, кг/чел. |
Северная Америка |
10 - 11 |
Западная Европа |
5 - 7 |
Восточная Европа |
4 - 5 |
Россия |
2,8 |
Азия, Китай |
1 |
Проблема потребления состоит еще и в том, что в российском обществе сложился стереотип отношения к мороженому как к дешевому детскому продукту, хотя это полноценный продукт питания и дети не являются единственными и основными потребителями.
Особенность российского ассортимента заключается в том, что 80% составляет порционное мороженое (за рубежом - наоборот). Причинами этого является традиция потребления мороженого на ходу, на улице; слабо развитый сегмент HoReCa (на него приходится не более 2 - 5% потребления мороженого); низкий объем домашнего потребления (максимум - 20%). В то же время за последние годы ассортимент мороженого в корне изменился, стал гораздо богаче как по используемому сырью, наполнителям, так и по видам упаковки. По этим показателям отечественное мороженое не уступает лучшим зарубежным образцам, а цена ниже. При этом наблюдаются такие основные тенденции, как вытеснение дешевых видов продукции, наращивание высокодоходных групп, в частности увеличиваются продажи рожков и эскимо с натуральными фруктовыми и другими наполнителями.
Расширяется сегмент продукции, ориентированной на здоровый образ жизни, - мороженого с пониженным содержанием жира и сахара, а также с функциональными добавками (витаминизированное, йодированное, обогащенное кальцием и т.д.). Растет объем выпуска мороженого для домашнего употребления. В то же время самым популярным видом мороженого остается традиционный вафельный стаканчик (рисунок 1.8)
Рисунок 1.8 - Структура продаж различных видов мороженого
Основными проблемами производства и реализации мороженого являются низкое потребление мороженого на душу населения, низкие темпы роста объема производства мороженого и снижение рентабельности производства. Причины этого можно разделить на две категории - общие и отраслевые. Общие причины - это низкая платежеспособность населения, снижение покупательского спроса; сокращение численности и старение населения; рост тарифов естественных монополий; дефицит и высокая цена отечественного сырья и ингредиентов; высокая конкуренция с товарами-заменителями; холодный климат на большой территории.
Среди отраслевых причины нужно выделить следующие: преобладание импульсных покупок и, соответственно, порционного продукта; неразвитый сегмент продаж HoReCa; фальсификация сырья и продукции; высокая сезонная зависимость; издержки во взаимодействии с торговлей; устаревшее энергоемкое оборудование; низкое использование производственных мощностей; высокая зависимость от импортных поставок технологического, торгово-холодильного оборудования, рефрижераторного транспорта и упаковки; низкая инвестиционная привлекательность отрасли.
1.7. Переработка сыворотки
Молочная сыворотка является вторичным продуктом при производстве сыров, творога, казеина. Производство казеина в России незначительно, поэтому объемы сыворотки напрямую связаны с производством сыра и творога (таблица 1.13).
Таблица 1.13 - Производство сыров и творога в РФ, т (по данным Росстата)
Наименование продукции |
2015 |
2016 |
2016 к 2015, в % |
Продукты сырные |
132 907,1 |
136 237,3 |
102,5 |
Продукты творожные |
375 284,2 |
364 538,8 |
97,1 |
Сыр зрелый |
761,0 |
815,6 |
107,2 |
Сыр и творог |
1 375 310,4 |
1 376 129,1 |
100,1 |
Сыр копченый |
13 424,2 |
13 566,5 |
101,1 |
Сыр мягкий |
28 301,0 |
33 136,6 |
117,1 |
Сыр плавленый |
102 875,6 |
106 170,9 |
103,2 |
Сыр полутвердый |
113 026,2 |
124 581,8 |
110,2 |
Сыр рассольный |
23 747,1 |
21 589,0 |
90,9 |
Сыр свежий |
666,7 |
486,1 |
72,9 |
Сыр твердый |
144 166,0 |
137 203,3 |
95,2 |
Сыры и продукты сырные |
581 314,7 |
599 686,9 |
103,2 |
Сыры прочие |
21 439,7 |
25 690,3 |
119,8 |
Творог |
413 341,2 |
405 148,0 |
98,0 |
Творог для детского питания, в т.ч. обогащенный |
38,3 |
21,1 |
55,1 |
Творог для питания детей раннего возраста |
45 416,0 |
48 479,7 |
106,7 |
Творог зернёный |
28 162,5 |
27 758,0 |
98,6 |
Теоретические расчеты показывают, что годовые объемы молочной сыворотки в Российской Федерации превышают 5 млн. т.
Промышленной переработке в России подвергается лишь 20 - 30% молочной сыворотки (по большей части сладкой - подсырной; считается, что использование этого вторичного продукта ресурсоёмко и не всегда целесообразно). Незначительная часть сыворотки возвращается сельскохозяйственным предприятиям для кормления животных, остальное сливается в канализацию (биохимическая загрязняющая способность молочной сыворотки высокая - среднегодовые показатели БПК5 - 50 - 60 г на 1 л и ХПК - 50,5 - 54 г
на 1 л). Полноценная эффективная переработки сыворотки сдерживается в основном устаревшим энергозатратным технологическим оборудованием многих молочных предприятий.
В Европе и США перерабатывается свыше 80% сыворотки. Приоритеты использования сыворотки различны. Так, в Норвегии до 20% сгущенной сыворотки используется для производства сывороточных паст и сыров. В Швеции - около 14% ее направляется на выработку лактозы. Особенностью переработки в Австрии является то, что до 12% сыворотки идет на косметику и моющие средства, а 56% - на кормовые продуты. В одной из ведущих молочных стран Европы - Нидерландах - до 38% ее идет на производство заменителей цельного молока (ЗЦМ), до 35% на лактозу, 20% составляет производство деминерализованной и делактозированной сыворотки, 7% идет на корма и напитки. Достаточно стабильно производство сухой и концентрированной сыворотки в Северной Америке. Например, в США ее выпускается более 0,5 млн. т, а концентратов сывороточных белков (КСБ) - более 0,2 млн. т, но при этом наблюдается рост сегмента более дорогой продукции, в частности изолятов сывороточных белков (более 30 тыс. т).
Основными видами продукции, вырабатываемой из молочной сыворотки в Российской Федерации, являются сухая сыворотка и концентраты на ее основе [10]. В течение последних лет отмечается динамичный рост этого сегмента (табл. 1.14).
Таблица 1.14 - Производство сухой сыворотки* в РФ, т (по данным Росстата)
Сыворотка сухая |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Российская Федерация |
69 474,19 |
92 504,64 |
108 122,29 |
120 053,97 |
ЦФО |
19 466,8 |
26 588,72 |
27 452,96 |
29 387,48 |
СЗФО |
1 062 |
4 474,6 |
4 478,53 |
5 062,1 |
ЮФО |
12 774,98 |
14 710,32 |
15 992,35 |
18 107,14 |
СКФО |
811 |
837 |
955 |
1 011 |
ПФО |
21 809 |
27 713,07 |
36 642,81 |
43 189,52 |
УФО |
236,4 |
248,7 |
235,2 |
1 021 |
СФО |
13 314,01 |
17 932,23 |
21 702,74 |
21 584,12 |
КФО |
|
|
662,7 |
691,61 |
* Примечание: В российской статистике не фигурирует производство сухой деминерализованной сыворотки (DWP), хотя, по данным, полученным от производителей этого продукта в России, этот сегмент рынка занимает около 10% (более 90% получаемой DWP имеют уровень деминерализации 50 - 90%). |
Еще одним традиционным продуктом из сыворотки является лактоза. В России его производится менее 1 тыс. т. в год (производство его на устаревшем оборудовании экономически не целесообразно (энергоемко), поэтому объемы производства в России крайне низки. Но, например, фирма Meggle (Германия) уже более 50 лет производит лактозу разных видов). В перспективе в Российской Федерации необходимо возродить производство молочного сахара высоких кондиций - рафинированного и фармакопейного.
Традиционным способом выделения сывороточных белков является тепловая коагуляция. Получаемый при этом альбумин используется в составе альбуминных паст, творожных масс, белковых десертов, в производстве сычужных и плавленых сыров, мясных изделий.
Более перспективным является выделение сывороточных белков в неденатурированном состоянии методом ультрафильтрации. Такие белки могут использоваться в составе диетических, детских, лечебно-профилактических продуктов и продуктов специального назначения. Пока производство концентратов сывороточных белков (КСБ) пока в России не развито.
Вместе с тем, аналитики молочного рынка прогнозируют значительный рост производства изолятов сывороточных белков (ИСБ) и концентратов сывороточных белков КСБ, а также умеренный рост производства лактозы и сухой сыворотки.
В течение последних лет наблюдается тенденция роста объемов производства напитков на основе молочной сыворотки. Их производство не требует больших капитальных вложений и эксплуатационных затрат. Одним из видов таких напитков, является производимый с использованием молочнокислых микроорганизмов. При их культивировании в сыворотке, она в значительной степени обогащается ценными продуктами метаболизма, такими как органические кислоты, ферменты, иммунные тела, витамины и др. биологически активные вещества, что позволяет также использовать данный продукт для профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний.
Путем биологической конверсии компонентов молочной сыворотки и, в первую очередь, лактозы, возможно достаточно дешевым способом получение таких ценных производных как глюкоза и галактоза, лактулоза, лактитол, лактобионовая кислота, лактаты калия, натрия, кальция, органические кислоты (молочная и уксусная), витамины, этиловый спирт, биогаз и др. Исследования в этом направлении перспективны и их успешное завершение позволит разработать ряд новых эффективных технологий [11].
По экспертным оценкам, ежегодно российские компании закупают из-за рубежа КСБ и лактозы на сумму более 50 млн. долл., а годовой рынок импортируемых продуктов из сыворотки в Россию составляет около 150 млн. долл., и этот рынок постоянно растет. Ориентировочные расчеты показывают, что зарубежные компании-производители ежегодно перерабатывают более 4 млн. т в год сыворотки для нужд российского рынка, в то время как у нас в стране аналогичные годовые объемы молочной сыворотки перерабатываются только на 20 - 30% [12].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.