Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 декабря 2017 г. N 03-04-06/80495
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений Федерального закона от 03.04.2017 N 58-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) и в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Федеральным законом от 03.04.2017 N 58-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности, внесены изменения в статью 214 Кодекса, в соответствии с которыми в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статью 214.2"
Ограничений в отношении вида обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях, в отношении доходов по которым применяются положения Федерального закона N 58-ФЗ, указанный Федеральный закон не содержит.
Вместе с тем критерии отнесения ценных бумаг (в том числе облигаций) к "обращающимся" для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" установлены в пункте 3 статьи 214.1 Кодекса, в соответствии с которым к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в целях данной главы относятся:
1) ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;
2) инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;
3) ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 214.1 Кодекса указанные в пункте 3 данной статьи ценные бумаги (за исключением инвестиционных паёв открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании) в целях главы 23 Кодекса относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, если по ним рассчитывается рыночная котировка ценной бумаги.
Таким образом, если облигации российской организации, эмитированные после 1 января 2017 года, относятся к обращающимся ценным бумагам с учётом критериев, установленных для целей главы 23 Кодекса, в отношении доходов по таким облигациям в виде процента (купона) могут применяться положения Федерального закона N 58-ФЗ.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и нe является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся oт трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.