Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 декабря 2017 г. N 03-03-06/3/80042
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций налогоплательщик вправе учитывать только фактически осуществленные расходы, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, а также подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ) организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны, в частности, обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях (далее - военнослужащие войск национальной гвардии) служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.
В случае невозможности предоставления жилых помещений военнослужащим войск национальной гвардии в соответствии с частью 1 и 2 статьи 27 Федерального закона N 226-ФЗ, а также отсутствии служебных жилых помещений, указанных в части 3 данной статьи упомянутого Федерального закона, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов вышеупомянутыми организациями (часть 4 статьи 27 Федерального закона N 226-ФЗ).
На основании вышеизложенного, затраты налогоплательщиков, обусловленные необходимостью исполнения обязательств по выполнению требований части 4 статьи 27 Федерального закона N 226-ФЗ, осуществленные, в порядке и размерах, которые определены Правительством Российской Федерации, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ, как другие обоснованные расходы, при условии, что упомянутые расходу будут надлежащем образом документально подтверждены.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.