Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2017 г. N 69-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.,
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лангольфа Ивана Андреевича о признании не действующими в части нормативных правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по апелляционной жалобе Лангольфа И.А. на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Лангольфа И.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, и в части требований Лангольфа И.А. о признании не действующим в части пункта 4 Порядка предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, принятии по делу нового решения об удовлетворении указанных требований, в остальной части полагавшей производство по делу подлежащим прекращению,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п был утвержден Порядок предоставления одиноким гражданам пожилого возраста жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, изложенный в приложении к указанному постановлению.
Пунктом 3 указанного Порядка предусматривалось, что одинокими гражданами пожилого возраста признаются женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет (а также супружеские пары из их числа), которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа).
Постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2012 года N 429-п и от 25 июля 2014 года N 275-п в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п были внесены изменения, в соответствии с которыми, в частности, была изменена редакция пункта 3 вышеназванного Порядка, однако осталось прежним приведенное выше условие предоставления гражданам социальных квартир, касающееся наличия или отсутствия у них детей.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 сентября 2015 года N 314-п постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п было признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п был утвержден Порядок предоставления жилых помещений в специальных домах для одиноких престарелых, изложенный в приложении к указанному постановлению.
Пунктом 1.2 Порядка предусматривалось, что одинокими гражданами пожилого возраста признаются женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет, которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего муниципального образования).
В постановление от 28 декабря 2006 года N 316-п Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вносились изменения, в том числе постановлениями от 18 января 2013 года N 12-п, от 25 июля 2014 года N 275-п и от 4 сентября 2015 года N 314-п, в соответствии с которыми изменялась редакция приложения к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п - Порядка предоставления жилых помещений в специальных домах для одиноких престарелых, а в соответствии с постановлением от 4 сентября 2015 года N 314-п изменено также и наименование Порядка на Порядок предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Так, в соответствии с положениями Порядка предоставления жилых помещений в специальных домах для одиноких престарелых в редакции постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2013 года N 12-п и от 25 июля 2014 года N 275-п условия предоставления жилых помещений были указаны в пункте 3 Порядка, предусматривающем, в частности, что жилые помещения в специальном доме предоставляются гражданам, которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа).
Согласно положениям Порядка предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 сентября 2015 года N 314-п условия предоставления гражданам социальных квартир, жилых помещений в специальном доме названы в пункте 4 Порядка и включают в себя, в том числе отсутствие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных обеспечить им помощь и уход. До настоящего времени редакция данного пункта не изменялась.
Лангольф И.А., ... года рождения, достигший возраста ... лет, 7 мая 2013 года в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п, был принят на учет в качестве нуждающегося в социальной квартире и ему выделена квартира N ... по адресу: ..., относящаяся к жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
13 мая 2013 года с Лангольфом И.А. был заключен договор найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, однако в связи с выявлением факта наличия у административного истца совершеннолетнего сына трудоспособного возраста, проживающего в городе Ханты-Мансийске, 11 июня 2015 года административный истец был снят с учета в качестве нуждающегося в социальных квартирах, с расторжением договора найма.
Лангольф И.А. обратился в суд административным исковым заявлением, в котором просил суд признать не действующими в части слов "которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа)" следующие нормативные правовые акты Правительства ХМАО - Югры:
пункт 3 Порядка предоставления одиноким гражданам пожилого возраста жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п;
пункт 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2012 года N 429-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п";
пункт 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2013 года N 12-п "О внесении изменений в постановление Правительства ХМАО - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п и в постановление Правительства ХМАО - Югры от 8 ноября 2005 года N 199-п";
пункты 3.1 и 4.2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июля 2014 года N 275-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
Кроме того, административный истец просил признать не действующим пункт 1.2 Порядка предоставления жилых помещений в специальных домах для одиноких престарелых, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, в части слов "которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего муниципального образования) и пункт 1.4 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 сентября 2015 года N 314-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в части слов "отсутствие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных обеспечить им помощь и уход (далее - родственники)".
В обоснование заявленных требований Лангольф И.А. сослался на то, что оспариваемые положения нормативно-правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части установления дополнительных условий для определенной федеральным законодательством категории получателей социальных услуг как отсутствие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных обеспечить им помощь и уход в муниципальном образовании, в котором предоставляется социальная услуга, противоречат нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и ограничивают категории граждан, которые могут быть получателями социальных услуг, установленных федеральным законом, не отвечают целям совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 марта 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Лангольфа И.А. отказано.
Лангольфом И.А. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска, со ссылкой на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного кодекса Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из заявленных административным истцом административных исковых требований, им фактически оспаривается в части пункт 3 Порядка предоставления одиноким гражданам пожилого возраста жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п, как в первоначальной редакции, так и в редакции постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2012 года N 429-п и от 25 июля 2014 года N 275-п, а также оспариваются в части пункты 1.2, 3 и 4 Порядка предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, в первоначальной редакции и в редакциях постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2013 года N 12-п, от 25 июля 2014 года N 275-п и от 4 сентября 2015 года N 314-п соответственно.
При этом на момент обращения административного истца с указанными исковыми требованиями и рассмотрения дела судом первой инстанции перечисленные выше нормативные правовые акты, за исключением пункта 4 Порядка предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 сентября 2015 года N 314-п, являлись недействующими.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актов.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Указанных обстоятельств, препятствующих прекращению производства по административному делу в части признания недействующим пункта 3 Порядка предоставления одиноким гражданам пожилого возраста жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 г. N 149-п, в редакции постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2012 года N 429-п и от 25 июля 2014 года N 275-п, не имелось, поскольку указанные нормативные правовые акты утратили силу до рассмотрения дела судом первой инстанции. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции являлись недействующими и редакции приложения к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, изложенные в постановлениях Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2013 года N 12-п и от 25 июля 2014 года N 275-п.
В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, настоящее дело подлежало прекращению судом в части оспариваемых Лангольфом И.А. нормативных правовых актов, утративших силу до рассмотрения дела судом первой инстанции.
Однако судом указанные выше нормы процессуального права учтены не были, в связи с чем решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Лангольфа И.А. о признании не действующими со дня принятия пункта 3 Порядка предоставления одиноким гражданам пожилого возраста жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2012 года N 149-п, как в первоначальной редакции, так и в редакции постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2012 года N 429-п и от 25 июля 2014 года N 275-п в части слов "которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа)", пункта 1.2 Порядка предоставления жилых помещений в специальных домах для одиноких престарелых, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, в части слов "которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего муниципального образования), пункта 3 этого же Порядка в редакции постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2013 года N 12-п и от 25 июля 2014 года N 275-п в части слов "которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа)" подлежит отмене с прекращением в этой части производства по административному делу.
Что касается пункта 4 Порядка предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, (далее - Порядок от 28 декабря 2006 года N 316-п), Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверяет законность решения суда первой инстанции в части оспаривания пункта 4 Порядка в действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции редакции, а именно в редакции от 4 сентября 2015 года.
Как следует из преамбулы постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, оно было принято в целях реализации пункта 2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В пункте 4 Порядка от 28 декабря 2006 года N 316-п предусмотрены условия предоставления гражданам социальных квартир, жилых помещений в специальном доме:
сохранение гражданами полной или частичной способности к самообслуживанию в быту;
отсутствие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных обеспечить им помощь и уход (далее - родственники).
Заявляя требования о признании указанной нормы не действующей в части слов "отсутствие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных обеспечить им помощь и уход (далее - родственники)", Лангольф И.А. ссылался на противоречие указанной нормы требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", как ограничивающей категории граждан, которые могут быть получателями социальных услуг, установленных федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, суд пришел к выводу о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять дополнительные меры социальной поддержки помимо установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки, а также в отношении тех граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актов.
Сославшись на положения части 2 статьи 4, статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", подпункта 28.2 части 1 статьи 4 Закона автономного округа от 27 июня 2014 года N 51-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2014 года N 447-п "Об иных обстоятельствах, которые признаются ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан", части 4 статьи 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", суд пришел к выводу о том, что меры социальной поддержки одиноких граждан пожилого возраста, лишенных помощи трудоспособных детей, в виде предоставления на условиях договора найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предусмотренные оспариваемыми правовыми актами, являются дополнительными по отношениями к мерам, предусмотренным нормами федерального законодательства, предоставляются за счет и в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации, и отвечают принципам социальной справедливости, адресности, прав и свобод административного истца не нарушают.
При этом суд также указал, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в сфере регламентации порядка пользования жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания граждан, закрепленных в пунктах 2, 4 статьи 13, пункте 4 части 1 статьи 92, статье 107 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Соглашаясь с выводом суда о том, что оспариваемый Порядок утвержден Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением порядка и формы принятия оспариваемого нормативного правового акта, Судебная коллегия в то же время находит, что имеются основания для признания пункта 4 Порядка от 28 декабря 2006 года N 316-п в части слов "отсутствие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных обеспечить им помощь и уход (далее - родственники)" недействующим в связи с его противоречием нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относит решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (подпункт 24 пункта 2).
Согласно пункту 2.1 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Исходя из критерия нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
При этом федеральный законодатель указал, что финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности (часть 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Анализ приведенных правовых предписаний Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в их взаимосвязи свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг, регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Указанный перечень обстоятельств, признанными ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности гражданина является условно открытым, может быть дополнен нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, исходя из социально-экономических и иных особенностей того или иного района проживания граждан.
Отдельные вопросы в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре регламентированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2014 года N 51-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее по тексту закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2014 г. N 51-оз), статьей 4 которого к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отнесено установление иных обстоятельств, наличие которых ухудшает или способно ухудшить условия жизнедеятельности граждан, помимо установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (пункт 28.2 части 1 статьи 4 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2014 г. N 51-оз).
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2014 года N 51-оз было принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2014 года N 447-п "Об иных обстоятельствах, которые признаются ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан", согласно которому отсутствие совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить помощь и уход признано иным, ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, помимо обстоятельств, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
Жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, в том числе вопросы предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа, регулируются Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз, определение порядка предоставления в наем жилых помещений из специализированного жилищного фонда автономного округа и жилищного фонда коммерческого использования автономного округа, принятие решений о предоставлении жилых помещений из жилищного фонда автономного округа отнесено к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В силу пункта 4 статьи 12 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании, и предоставляются из жилищного фонда автономного округа в размере от 9 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека одиноким гражданам пожилого возраста при условии сохранения ими полной или частичной способности к самообслуживанию в быту, а также супружеским парам из их числа: одиноким гражданам - мужчинам при достижении возраста 60 лет, женщинам - возраста 55 лет; супружеским парам - при достижении мужчиной возраста 60 лет, женщиной - возраста 55 лет; одиноким инвалидам - мужчинам при достижении возраста 55 лет, женщинам - возраста 50 лет; супружеским парам, в которых оба супруга являются инвалидами, - при достижении мужчиной возраста 55 лет, женщиной - возраста 50 лет; супружеским парам, в которых один из супругов является инвалидом, - при достижении супругами-инвалидами возраста: мужчиной - 55 лет, женщиной - 50 лет; при достижении супругами, не являющимися инвалидами, возраста: мужчиной - 60 лет, женщиной - 55 лет.
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан из жилищного фонда автономного округа в соответствии с настоящим пунктом предоставляются одиноким гражданам, супружеским парам, которые не имеют детей или дети которых не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа).
Как следует из приведенной выше нормы закона автономного округа, жилые помещения предоставляются одиноким гражданам, супружеским парам при условии, что они не имеют детей либо имеют детей, которые не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания, в то время как условием предоставления жилого помещения в силу оспариваемого пункта 4 Порядка от 28 декабря 2006 года N 316-п является отсутствие у одиноких граждан, супружеских пар совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных обеспечить им помощь и уход.
Таким образом, пункт 4 Порядка от 28 декабря 2006 года N 316-п не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в той мере, в которой в качестве условия предоставления гражданам социальных квартир, жилых помещений в специальном доме не предусмотрено наличие детей, которые по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа).
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, и в части требований о признании недействующим пункта 4 Порядка от 28 декабря 2006 года N 316-п следует принять новое решение об удовлетворении требований Лангольфа И.А., в остальной части производство по делу следует прекратить.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта реализовывались права граждан, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным признать оспариваемую норму Порядка от 28 декабря 2006 года N 316-п не действующей со дня вступления решения суда в законную силу с учетом положений пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 марта 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым удовлетворить требование Лангольфа Ивана Андреевича о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 4 Порядка предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года N 316-п, в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 сентября 2015 года N 314-п в той мере, в которой в качестве условия предоставления гражданам социальных квартир, жилых помещений в специальном доме не предусмотрено наличие детей, которые по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживания за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа).
В остальной части административного искового заявления Лангольфа Ивана Андреевича производство по данному административному делу прекратить.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2017 г. N 69-АПГ17-10
Текст определения официально опубликован не был