Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2017 г. N 30-АПГ17-3
Российской Федерации в составе
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2017 года, которым удовлетворен административный иск заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействующим Закона Карачаево-Черкесской Республики от 14 мая 2015 года N 31-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики в сфере земельных отношений".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики Наумовой Э.А. и Кабаловой Ж.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
14 мая 2015 года Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики принят Закон Карачаево-Черкесской Республики N 31-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики в сфере земельных отношений" (далее - Закон). Закон размещен на официальном интернет-портале правовой информации Карачаево-Черкесской Республики (http://pravo.gov.ru) 19 мая 2015 года.
Из наименования Закона и приведенных в нем положений следует, что им регулируются отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению (ранее - распоряжению) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статьи 1 и 10).
В статье 2 данного Закона приведены виды и перечень муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере земельных отношений. При этом отдельными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления следующих муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики: Карачаевский муниципальный район, Прикубанский муниципальный район, Урупский муниципальный район и Усть-Джегутинский муниципальный район), в которые входят городские поселения (пять поселений).
Остальными положениями Закона устанавливаются срок, на который органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями (статья 3), права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики при осуществлении данных полномочий (статьи 4 и 5), финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (статья 6), порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении отдельных государственных полномочий (статья 9), порядок и условия контроля за исполнением этих полномочий и прекращения их осуществления (статья 11-12), ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных отдельных государственных полномочий (статья 13).
Заместитель прокурора Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с административным иском о признании недействующим Закона (в редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2016 года N 83-PЗ) ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики с превышением полномочий, противоречит статье 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку в нарушение требований указанной нормы, органы местного самоуправления городских поселений с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года лишены права на исполнение полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на их территории, так как такие полномочия согласно положениям статей 1-3 Закона осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов.
Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права, предусматривающие возможность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Закон принят Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (пункты "в", "к" и "н" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 130, частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" приведен перечень вопросов, решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), для решения которых органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При этом решение вопросов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, данным перечнем не предусмотрено.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 приведенного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 данной статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам (часть 2). Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 6.1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесено к числу вопросов местного значения городского, сельского поселения и муниципального района.
Вместе с тем полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена закреплены в статье 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так, в силу пункта 2 приведенной статьи (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (пункт 3 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации").
На основании внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 334-ФЗ изменений статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2017 года действует в новой редакции, согласно которой предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полномочия по предоставлению земельных участков (ранее - полномочия по распоряжению земельными участками), государственная собственность на которые не разграничена, в настоящее время закреплены за разными органами государственной власти и местного самоуправления именно федеральным законом, данные полномочия не являются отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, которые могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как верно указал суд, передача названных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления, органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке перераспределения, в том числе и в области земельных отношений, вопреки доводам административного ответчика, не позволяет их отнести к отдельным государственным полномочиям субъекта Российской Федерации.
Таким образом, является обоснованным вывод суда о том, что оспариваемый акт издан Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики с превышением полномочий, поскольку принят по вопросу касающемуся предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и уже урегулированному федеральным законом.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2017 г. N 30-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был