27 мая 2004 г., 31 марта, 7 июля 2005 г.
Новосибирский областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы" с учетом редакционных изменений, внесенных письмом и. о. главы администрации Новосибирской области от 28.11.2003 г. N Г/6135 согласно приложению.
2. Рекомендовать администрации Новосибирской области в срок до 01.02.2004 г. внести изменения в программу "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы", исключив из нее пункт 3.5.1 приложения N 1 "Перечень программных мероприятий" с дальнейшим внесением изменений в бюджет для распределения высвобождающихся средств по соответствующим статьям.
3. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Постановлением сорок третьей сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 7 июля 2005 г. в программу внесены изменения
Областная целевая программа "Развитие
культуры в сельской местности Новосибирско
области на 2004 - 2008 годы"
(утв. постановлением 24 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г.)
27 мая 2004 г., 31 марта, 7 июля 2005 г.
Паспорт
Наименование программы | Областная целевая программа "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004 - 2008 годы" |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы |
Распоряжение главы администрации области от 23.06.2003 N 498-р "О подготовке проекта областной целевой программы "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы" |
Государственный заказчик программы |
Администрация Новосибирской области |
Исполнитель программы | Департамент культуры Новосибирской области |
Руководитель программы | Миллер В.Г. - первый заместитель руководителя департамента культуры Новосибирской области |
Основные разработчики программы |
Департамент культуры Новосибирской области |
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели программы |
Цели программы: - сохранение культурного потенциала Новосибирской области; - создание предпосылок к его дальнейшему развитию; - рост культурного уровня сельского населения. Задачи программы: - обеспечение единого культурного пространства Новосибирской области, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей сельских территорий и представителей разных социальных слоев; - стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности; - сохранение и развитие фольклора, национальных культур народов, населяющих Новосибирскую область; - поддержка юных дарований; - подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров сельских специалистов сферы культуры; - поддержка средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры; - концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях культуры села Новосибирской области; - укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры; - обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов в районах Новосибирской области; - создание условий для качественного пополнения фондов сельских музеев. |
Сроки (сроки этапов) реализации программы, исполнители основных мероприятий |
2004-4008 годы, департамент культуры Новосибирской области, департамент образования Новосибирской области администрации муниципальных образований |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Всего - 347702,2 тыс. рублей, в том числе: 2004 год - 40606,4 тыс. рублей, 2005 год - 30602,0 тыс. рублей, 2006 год - 84612,0 тыс. рублей, 2007 год - 90081,0 тыс. рублей, 2008 год - 101800,8 тыс. рублей. Областной бюджет - 347286,2 тыс. рублей, в том числе: 2004 год - 40396,4 тыс. рублей, 2005 год - 30396,0 тыс. рублей, 2006 год - 84612,0 тыс. рублей, 2007 год - 90081,0 тыс. рублей, 2008 год - 101800,8 тыс. рублей. Внебюджетные источники - 416,0 тыс. рублей, в том числе: 2004 год - 210,0 тыс. рублей, 2005 год - 206,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации программы: - будет сделан серьезный шаг к созданию единого культурного и информационного пространства области; - произойдет укрепление материально-технической базы учреждений культуры и их технической оснащенности с учетом современных требований; - улучшится качественный состав работников культуры, в том числе по образовательному уровню: ежегодно повысят свою квалификацию на курсах повышения, семинарах-практикумах, в мастер-классах 160 - 180 специалистов досугово-культурной деятельности; - творческой деятельностью будет охвачено на 25-30 процентов больше населения районов области по сравнению с сегодняшними результатами. |
Сумма финансовых затрат на разработку проекта программы и источники их финансирования |
Не требуется |
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы
Объект - совокупность культурных ценностей районов Новосибирской области.
Предмет регулирования - развитие инфраструктуры села Новосибирской области в сфере культуры.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативно-правовая база (обоснование разработки программы)
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92 N 3612-1, с последующими изменениями и дополнениями;
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 N 7-ФЗ;
Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.94 N 78-ФЗ;
Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" от 26.05.96 N 54-ФЗ;
"Примерное положение о социально-культурном объединении" (утверждено приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.01.89 N 18);
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 N 131-ФЗ;
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6.10.1999 N 184-ФЗ;
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96 N 12-ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации от 12.11.93 N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909 "Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.96 N 715 "О федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р "Социальные нормы и нормативы. Культура";
постановление главы администрации области от 27.01.99 N 43 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ";
постановление главы администрации области от 28.11.2000 N 1066 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ";
постановление главы администрации области от 13.03.2003 N 173 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации области" от 27.01.99 N 43".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Сибирь - уникальный регион России. Это обусловлено не только ее географическим положением, но и наличием огромного природно-ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного, кадрового и культурного потенциала. Именно Сибирь в настоящий период в значительной мере способна оказывать огромное влияние на состояние и социально-экономическое развитие России в целом.
Основанием для разработки данной программы стали роль и место сельской культуры Новосибирской области, оказывающей прямое влияние на социально-экономическое развитие региона.
В понятие "культура села" входит культура духовная, экологическая, производственная, экономическая, профессиональная; культура рынка, труда, быта, досуга, потребления, общения, демографического производства и т.д. Влияние каждого из элементов социальной сферы на ситуацию в сельском сообществе носит многоплановый характер, что предопределяет необходимость системного подхода к проблеме.
Формирование культурной политики в отношении сибирского села определяет характеристика социокультурного пространства села. Культурная политика эффективна, если она направлена на создание жизненно необходимых условий и продиктована современной ситуацией. Чтобы выработать точную стратегию и тактику, важно выделить те проблемы, на решение которых можно оказать влияние средствами культуры.
В Новосибирской области население, проживающее в районах и городах областного значения, составляет 48,9 процента от всего населения области.
Государственную сеть учреждений культуры Новосибирской области составляет 2183 учреждения, из которых 92,7 процента находится в районах и городах областного значения. В учреждениях культуры работает свыше 14 тысяч человек, в том числе в районах и городах областного значения - более 50 процентов.
Более чем десятилетний период российских реформ и связанный с ним постоянный дефицит финансовых средств в значительной мере усилили целый ряд общих как для Сибири, так и для Новосибирской области негативных тенденций и проблем:
произошел резкий спад экономики села, сократилось число объектов социальной сферы;
ухудшилось состояние материально-технической базы учреждений культуры села;
из отрасли ушли квалифицированные специалисты;
произошло обострение демографических процессов;
снизился образовательный уровень сельчан, произошло удорожание жизни.
Эти процессы общеэкономического характера в значительной мере отразились на состоянии культуры сибирской деревни.
Затянувшийся процесс реорганизации сельского хозяйства и передачи социальной сферы от сельхозпроизводителей в муниципальную собственность способствовал незначительному сокращению существующей сети сельских учреждений культуры. Данный процесс продолжался в течение 1998-1999 годов. Именно в этот период в связи с резким обесцениванием рубля остро ощущался недостаток бюджетного финансирования на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений; на текущее содержание бюджетной сферы, в том числе и на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Наибольшему сокращению сети в этот период подверглись учреждения клубного типа (7 процентов от уровня 1997 года) в основном по причине неудовлетворительного состояния зданий, размораживания систем отопления, обветшания кровли и т.д. Причем закрылись в большинстве случаев клубы в отдаленных селениях, которые были единственным местом досуга людей, приобщения их к культуре. Таким образом, сокращение сети учреждений культуры в реальной жизни оборачивается ущемлением конституционных прав граждан на получение услуг в сфере культуры.
Практически разрушена система технического обслуживания киноустановок. Износ стационарной киноаппаратуры в районах области составляет 70-90 процентов, в некоторых районах аппаратура прослужила более двух сроков. В настоящее время в городе Новосибирске и в области нет технической базы для ее ремонта. Более шести лет не обновлялся автопарк кинопрокатных организаций в области, необходимый не только для фильмопродвижения, но и для выезда специалистов по киноустановкам для проведения профилактических, ремонтных и наладочных работ согласно утвержденным нормам обслуживания.
Обострилась проблема состояния фильмофонда, 70% которого составляют фильмы технически изношенные, т.е. на грани списания по "Правилам технической эксплуатации фильмокопий". Отсутствие средств не позволяет внедрять новые технологии киновидеопоказа.
Не менее важна проблема сохранности музейного фонда, в котором собраны предметы, в том числе и раритетные, представляющие собой историческое, культурное наследие многочисленных этнических групп, проживающих на территории Новосибирской области. Из 27 музеев области обеспечены приборами мониторинга температурно-влажностного режима только 7 и ни в одном из них нет приборов, регулирующих микроклимат музея. Ни один музей в районах области не располагает специальными витринами, приспособленными для экспонирования произведений искусства, а также специальным оборудованием для хранения музейных предметов: шкафами большого формата для хранения графики и живописи на бумаге, стеллажами для открытого и закрытого музейного хранения. Не решена проблема обеспечения музеев современными системами охранной и пожарной сигнализации.
Очень важными являются проблемы инженерно-технической укрепленности помещений библиотек металлическими дверями и решетками; сохранности библиотечных фондов. Недостаток в огнетушителях не позволяет обеспечить пожарную безопасность.
Недостаток финансирования не позволяет в полной мере решать вопросы сохранения культурного наследия Новосибирской области, ее памятников истории и культуры, фондов музеев и библиотек от физического разрушения, криминальных посягательств, актов вандализма. В районах области нет ни одного музея, располагающего автоматической системой пожаротушения. Не все музеи оборудованы охранно-пожарной сигнализацией.
Сельские учреждения культуры практически не приступали к компьютеризации отрасли. Наличие одного, двух компьютеров в районах, как правило в библиотеке или бухгалтерии отдела культуры, не позволяют решать вопросы создания единого информационного пространства культуры, а лишь "закрывают" самые неотложные потребности. Недостаток компьютерной техники не дает возможности внедрить автоматизированные системы бухгалтерской и статистической отчетности отрасли, компьютеризировать управленческий процесс.
До конца не решена проблема материально-технической базы учреждений культуры села. Рассматривать ее надо в двух аспектах: техническое состояние основных фондов - зданий и сооружений и обеспеченность специальным оборудованием, музыкальными инструментами, автотранспортом и др.
Сегодня капитального ремонта требует более 20 процентов сельских учреждений всех типов; около 3 процентов зданий находятся в аварийном состоянии. Обеспеченность учреждений культуры необходимым оборудованием, сценическими костюмами, обувью не удовлетворяет имеющихся потребностей. В большинстве районов почти на 100 процентов изношен парк музыкальных инструментов детских музыкальных школ и школ искусств, клубных учреждений. Около 40 процентов данных учреждений в настоящее время не имеют музыкального оборудования, аудиовидеоаппаратуры. Практически не обновляется фонд методической литературы. В специализированном автотранспорте остро нуждаются 6 районов, в мебели - каждое третье учреждение.
Из-за жесткого финансового дефицита недостаточно осуществляется гастрольная деятельность народных и профессиональных коллективов, в результате снизился уровень культурного обслуживания сельского населения. Недостаток финансирования, снижение уровня жизни населения сделали все более ощутимой кадровую проблему.
Из отрасли в середине - конце девяностых годов прошлого столетия увольнялись квалифицированные специалисты. В настоящее время в учреждениях культуры районов и городов областного значения работает около 12 процентов специалистов с высшим образованием; около 49 процентов - со средним специальным; около 39 процентов со среднем образованием. Одной из причин такого положения является низкая заработная плата как работников бюджетной сферы в целом, так и работников учреждений культуры (в 2002 году средняя заработная плата работников культурно-просветительных учреждений составила около 1,5 тыс. рублей). Происходит старение кадров, увеличивается количество специалистов предпенсионного и пенсионного возраста: около 18 процентов работающих в сельской местности старше 51 года. В последние годы из-за ограниченности местных бюджетов почти прекратила существование система постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сельских учреждений культуры.
Вместе с тем следует отметить, что несмотря на ресурсное сокращение культурного потенциала Новосибирской области, наблюдается несомненный рост культурных запросов населения. Специалисты учреждений культуры ищут и внедряют новые формы и методы работы. На селе все чаще возвращаются к идее консолидации усилий учреждений культуры, образования, спорта, учреждений досуга молодежи. Проведение совместных мероприятий позволяет рационально использовать материально-техническую базу и кадры. Фактически все учреждения данных структурных подразделений, особенно ориентирующиеся в своей деятельности на народные традиции, отдают приоритеты работе с детьми и молодежью, видя в ней одно из действенных средств преодоления тех негативных тенденций, которые существуют сегодня в молодежной среде и, в целом, в общественной жизни.
Таким образом, можно сделать общий вывод: культура села Новосибирской области за последние годы накопила множество хронических, трудноразрешимых проблем, значительно отстала от современных досуговых и управленческих технологий.
Для исправления положения необходима политика государственной поддержки, политика "выравнивания" ситуации и дальнейшего развития уникальной сибирской культуры.
Данная программа должна стать эффективным средством решения обозначенных выше проблем.
3. Основные цели и задачи программы
Программа ориентирована на достижение среднесрочных целей культурной политики Новосибирской области, важнейшими из которых являются:
сохранение культурного потенциала Новосибирской области и создание предпосылок к его дальнейшему развитию;
рост культурного уровня сельского населения.
Достижение поставленных целей возможно при решении следующих приоритетных задач:
обеспечение единого культурного пространства Новосибирской области, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей сельских территорий и представителей разных социальных слоев;
стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности;
сохранение и развитие фольклора, национальных культур народов, населяющих Новосибирскую область;
поддержка юных дарований;
подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров сельских специалистов;
методическое обеспечение деятельности сельских учреждений культуры;
поддержка средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;
концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях культуры села Новосибирской области;
укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры;
обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов в районах Новосибирской области;
создание условий для качественного пополнения фондов сельских музеев;
развитие кинопрокатной деятельности в области.
Данные задачи обусловили выбор программных мероприятий.
4. Система программных мероприятий
Данная программа охватывает наиболее актуальные направления деятельности органов и учреждений культуры сельских районов области и содержит 5 подпрограмм:
Сохранение культурного наследия сел Новосибирской области:
строительство новых и реконструкция действующих объектов культуры;
безопасность музейных и библиотечных фондов.
Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры Новосибирской области;
Развитие кадрового потенциала сельских учреждений культуры:
подготовка, переподготовка и повышение квалификации сельских кадров;
поддержка юных дарований;
методическое обеспечение деятельности сельских учреждений культуры;
поддержка средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;
Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности:
возрождение и освоение традиционных культур русского и иных народов, проживающих в Новосибирской области, расширение и углубление их взаимодействия;
проведение массовых художественных мероприятий.
Обеспечение доступа жителей сельских районов Новосибирской области к лучшим образцам театрального, музыкального, изобразительного искусства путем развития гастрольно-концертной и выставочной деятельности.
4.1. Подпрограмма "Сохранение культурного наследия
сел Новосибирской области"
Основной целью подпрограммы является государственная поддержка сельских учреждений культуры в строительстве новых и реконструкции действующих объектов культуры для обеспечения их нормального функционирования, а также в обеспечении условий сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов.
Задачи подпрограммы:
приобретение и установка оборудования для инженерно-технической укрепленности помещений музеев и библиотек;
приобретение противопожарного оборудования для музеев и библиотек;
приобретение и установка оборудования для создания условий хранения фондов в музеях и библиотеках.
строительство, восстановление и приведение в удовлетворительное состояние зданий сельских учреждений культуры;
обеспечение рационального и безопасного их функционирования.
Приобретение и установка оборудования для инженерно-технической укрепленности помещений сельских музеев и библиотек позволит обеспечить безопасность музейных и библиотечных фондов. Данное мероприятие рассчитано на 2004-2008 годы и включает в себя:
замену наружных дверей цельнометаллическими с укреплением их металлическими коробами и замками;
оборудование оконных проемов помещений стандартными металлическими решетками;
обеспечение музеев и библиотек системой охранно-пожарной сигнализации.
Приобретение и установка противопожарного оборудования предусмотрена также для сельских киноустановок.
Кроме того, для обеспечения безопасности библиотек и музеев необходимо приобретение такого противопожарного оборудования, как порошковые огнетушители и набор противопожарного инвентаря (лопаты, топоры, ведра, шланги и прочее).
Хранение фондов библиотек и музеев является одной из наиболее острых проблем. Низкая оснащенность приборами, обеспечивающими сохранность фондов, создает угрозу порчи или утраты музейных предметов, представляющих большую культурную, историческую, научную и материальную ценность. При низкой влажности деформируются предметы из дерева - с икон осыпается красочный слой, пересыхают холсты, теряет эластичность кожа, блекнут и исчезают рукописные тексты. При высокой влажности и загрязненности воздуха создается благоприятная среда для роста бактерий, микроорганизмов, плесень уничтожает органические материалы, коррозия разъедает металл. Для создания условий для хранения музейных фондов и создания микроклимата в залах (фондах) необходимо приобретение и установка датчиков температур, психрометров, гигрометров, калориферов и пылесосов.
Для обеспечения сохранности библиотечных фондов необходимо обеспечить условия их хранения, температурного и влажностного режима. Для выполнения данного мероприятия необходимо приобретение термостатических металлических шкафов для хранения кино, фоно-, фотодокументов и редких книг, а также иных раритетных предметов музейного фонда.
4.2. Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы сельских
учреждений культуры Новосибирской области"
Основной целью подпрограммы является государственная поддержка сельских учреждений культуры в укреплении их материально - технической базы.
Задачи подпрограммы:
обеспечение звуко-, светоаппаратурой;
обеспечение музыкальными инструментами клубных учреждений, детских музыкальных школ и школ искусств, музыкальными инструментами и оборудованием средних специальных учебных заведений;
обеспечение кино-, видеопроекционным оборудованием;
обеспечение компьютерной техникой центральных библиотек, музеев, домов культуры, детских музыкальных школ и школ искусств;
обеспечение аудио-, теле-, видеоаппаратурой;
обеспечение мебелью: столами, стульями, шкафами, театральными креслами, и т.д.;
обеспечение сценическими костюмами;
обеспечение специализированным автотранспортом;
обеспечение одеждой сцены сельских домов культуры;
комплектование музейного фонда.
Во многих районах свето- и звукооборудование имеет большой износ, а в некоторых не действует или отсутствует. Музыкальные инструменты за последние годы не приобретались, а имеющиеся изношены на 100 процентов. Во многих сельских клубах отсутствуют даже магнитофоны и музыкальные центры.
Для более качественной работы с сельским населением и проведения культурно-досуговых мероприятий с использованием аудио- и видеоматериалов предполагается обеспечение каждого района области ежегодно (исходя из минимальной потребности):
комплектами звукового и светового оборудования;
музыкальными инструментами клубных учреждений;
музыкальными инструментами детских музыкальных школ и школ искусств;
комплектами аудио- теле- видеоаппаратуры клубных учреждений;
комплектами кино- видеопроекционного оборудования клубных учреждений, что позволит решить проблему кинообслуживания сельского населения. Видеоустановки не требуют дорогостоящего ремонта и запчастей, они мобильны, способны обслуживать население самых отдаленных населенных пунктов, где в клубах нет условий стационарного кинопоказа. Реализация данного мероприятия предполагает на первом этапе приобретение на каждый районный дом культуры по одному видеопроектору с экраном;
компьютерами, принтерами, модемами и прочей оргтехникой. Оснащение учреждений культуры районов и городов Новосибирской области компьютерами, модемной связью позволит объединить информационное пространство области, обеспечить доступ к электронной почте и в Интернет. Реализация данного мероприятия предусматривает оснащение компьютерной техникой музеев, детских школ искусств, детских музыкальных школ и школ искусств, а также районных домов культуры и других учреждений культуры;
комплектом мебели (театральными креслами). В последние годы мебель почти не обновлялась и пришла в негодность. Оказание государственной поддержки на реализацию мероприятия по приобретению мебели позволит минимально удовлетворить имеющуюся потребность;
комплектами сценических костюмов.
специализированным автотранспортом марки "Газель" и ПАЗ. Территория Новосибирской области является одной из крупнейших на территории сибирского региона. Сельские населенные пункты находятся на значительном расстоянии от областного и районных центров. В связи с этим возникает большая потребность в обслуживании отдаленных населенных пунктов различными культурными программами, лекциями, в проведении концертов художественной самодеятельности, показов кинофильмов и др. Специализированный автотранспорт в ряде сельских районов изношен, требуется его замена. Для удовлетворения имеющейся потребности необходимо в 2004 - 2008 годах приобретение для районов области 28 единиц специализированного автотранспорта;
одеждой сцены сельских домов культуры (планируется приобрести за 2004-2008 годы 150 комплектов.);
предметами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, антиквариата, палеонтологии и др. сельских музеев. В настоящее время комплектование музейного фонда зачастую зависит от случайных поступлений, что снижает эффективность работы музеев по сохранению историко-культурного наследия, а также их просветительскую деятельность.
Постановлением тридцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 мая 2004 г. в подраздел 4.3 раздела 4 Программы внесены изменения
4.3. Подпрограмма "Развитие кадрового потенциала
сельских учреждений культуры"
Основной целью подпрограммы является государственная поддержка развития кадрового потенциала районов области.
Задачи подпрограммы:
обеспечение постоянной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сельских учреждений культуры;
обучение специалистов сельских культурно-досуговых учреждений культуры новым методам и формам работы с населением различных возрастных категорий, в том числе с людьми пожилого возраста;
поддержка юных дарований;
методическое обеспечение деятельности сельских учреждений культуры;
поддержка средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;
Совершенствование кадрового потенциала в области является первоочередной задачей.
Культурно-образовательный проект "Научить - чтобы сохранить..." явится существенным фактором реформирования на новом качественном уровне подготовки и переподготовки кадров для массовой культуры, народного художественного творчества (включая фольклор, промыслы, ремесла) и информационных коммуникаций, в своем большинстве продолжающих нести значительную просветительскую деятельность. Появится возможность определения новых ориентиров, целей и приоритетов дальнейшей деятельности коллективов, сочетающих в себе черты традиционной самодеятельности и формы работы любительских объединений. Внимание заслуживает то, что реализация образовательного проекта будет осуществляться посредством совместной творческой деятельности Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, который является традиционной кузницей кадров для учреждений культуры в нашей области и Новосибирского государственного областного Дома народного творчества, который является методическим центром, проводит курсы повышения квалификации, профориентирует воспитанников областных школ по различным жанрам любительского искусства для дальнейшего обучения в областном колледже культуры и искусств. В своей деятельности учреждения областного подчинения будут дополнять друг друга на основании договоров о совместной деятельности на взаимовыгодных условиях. В результате будет создана система непрерывного образования, дополняющая и компенсирующая издержки школьного образования.
Данная подпрограмма рассчитана на:
подготовку на курсах повышения квалификации (программа 72 учебных часа) ежегодно 80 специалистов сельских учреждений культуры по разным направлениям деятельности (специалисты культурно-досуговой деятельности, кино, библиотечные и музейные работники, преподаватели детских школ искусств);
проведение семинаров-практикумов, мастер-классов и т.д., в 2004 - 2008 годах по проекту "Научить, чтобы сохранить:" для 180 специалистов культуры, в том числе 20 специалистов сельских культурно-досуговых учреждений методам современных геронтотехнологий в работе с людьми пожилого возраста;
проведение в 2004-2008 годах комплекса мероприятий по выявлению одаренных детей из районов области, оказанию поддержки развития их талантов, расширению творческих контактов детских коллективов и отдельных исполнителей;
поддержку средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;
В связи с недостаточным образовательным уровнем сельских специалистов, малым количеством специализированной литературы по деятельности учреждений культуры, необходимо в 2004-2008 годах разработать и издавать ежегодно по 9 наименований методических сборников (рекомендаций) по основным направлениям деятельности учреждений культуры.
В целях создания условий для организации качественного учебного процесса в средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры, программой предусмотрено приобретение методических пособий, реквизита, натурного фонда, приобретение методической литературы, учебников и т.п. Кроме того, планируется организовать целевой набор в средние специальные учебные заведения культуры для подготовки специалистов для работы в селе.
4.4. Подпрограмма "Стимулирование народного творчества и развитие
культурно-досуговой деятельности"
Основными целями подпрограммы являются:
обеспечение равного доступа к культурным ценностям для жителей сельских территорий и представителей разных социальных слоев;
сохранение и развитие национальных культур народов, населяющих Новосибирскую область, их языка, знаний и умений, системы фольклора, создание условий для диалога различных культур;
стимулирование культурно-досуговой деятельности, развитие любительского искусства на основе преемственности культурных традиций.
Для выполнения данных целей необходимо решить следующие задачи:
возрождение и освоение традиционных культур русского и иных народов, проживающих в районах области, расширение и углубление их взаимодействия;
оказание научной и творческой помощи в становлении и развитии сельских, районных национально-культурных центров области;
развитие традиционных художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного самодеятельного искусства;
проведение выставок, ярмарок продукции народных художественных промыслов и ремесел;
привлечение к совместной деятельности самодеятельных коллективов и жителей районов области в проведении смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, праздников, массовых художественных мероприятий изобразительного, хореографического, музыкального и других видов самодеятельного искусства, любительских объединений и клубов по интересам.
Состояние культуры последних лет негативно отразилось на развитии народных, академических хоров, оркестров народных инструментов, духовых, эстрадных оркестров, любительском театральном искусстве, детском хоровом пении.
В ходе реализации подпрограммы "Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности" к массовой работе клуба (участию в народных гуляниях, праздниках, ярмарках, фестивалях народного творчества, различных обрядах, посвященных истории родного края) будет привлекаться резерв неорганизованной самодеятельности, в том числе семейные ансамбли и отдельные народные исполнители, другие любители творчества.
Планируется, что творческой деятельностью будет охвачено на 25-30 процентов населения больше по сравнению с сегодняшними результатами. Число действующих клубных формирований 7,8 тыс. единиц, в них занимается 103,7 тыс. человек. В результате реализации подпрограммы предполагается увеличение числа клубных формирований на 10-15 процентов, участников в них на 16 тыс. человек.
Таким образом, будет дан импульс к развитию и росту числа клубов по интересам, усилению просветительской и пропагандистской деятельности самодеятельных коллективов и в результате - формированию позитивного общественного мнения, совершенствованию социальной среды в сельской местности.
4.5. Подпрограмма "Обеспечение доступа жителей сельских районов
Новосибирской области к лучшим образцам театрального, музыкального,
изобразительного искусства, путем осуществления гастрольно-концертной
и выставочной деятельности"
Отсутствие в районах области профессиональных творческих коллективов, музеев со сформированными коллекциями изобразительного искусства, их удаленность от областного центра, сосредоточившего основной культурный потенциал области, свертывание концертной деятельности профессиональных коллективов в селах требует принятия мер по развитию гастрольно-концертной и выставочной деятельности в сельских районах области.
Целями данной подпрограммы являются:
обеспечение широкого доступа сельских жителей к лучшим образцам театрального, музыкального, изобразительного искусств;
сохранение и развитие единого культурного пространства Новосибирской области;
укрепление культурного взаимодействия между областными учреждениями культуры и населением районов области;
повышение уровня культурного обслуживания сельского населения.
Задачами подпрограммы являются:
проведение ежегодных межрайонных фестивалей искусств в рамках общей культурной программы;
развитие системы концертного менеджмента в районах области и создание единого концертного пространства;
комплектование и проведение в районах, городах области выставок высокого художественного уровня, а также краеведческих выставок, имеющих богатое информационное, эмоциональное, просветительское значение, оказывающее позитивное влияние на формирование личности;
создание автопарка для осуществления гастрольной деятельности.
Полноценное использование имеющихся концертных площадок в районах области (залов дворцов и домов культуры, детских музыкальных школ или школ искусств) означает для его жителей вхождение в концертное и театральное пространство областного значения. Выход в областное концертное пространство позволит проводить регулярные встречи сельских жителей с мастерами искусств города Новосибирска, а в дальнейшем - и других областей.
Жители не только районного центра, но и удаленных сел получат возможность общаться с мастерами исполнительского и театрального искусства. Расширятся возможности эстетического воспитания детей и молодежи. Музыкальные школы, народные театры получат образцы и иллюстрации для своих занятий. Новый элемент инфрастуктуры - полноценно оснащенный концертный и выставочный зал - повысит статус района и в оценке его жителей. У населения появится еще один способ проведения свободного времени - посещение высокохудожественного спектакля, концерта или выставки.
Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры позволит расширить перечень оказываемых платных услуг населению, увеличит доходы учреждений и обеспечит дальнейшее их развитие.
Необходимо отметить, что динамика развития платных услуг сельских учреждений культуры за последние годы составила: 1999 г. - 5,3 млн. рублей, 2000 г. - 6,4 млн. рублей, 2001 г. - 7,7 млн. рублей, 2002 г. - 10,0 млн. рублей; ожидаемая оценка 2003 г. - 10,5 млн. рублей; прирост за данный период в среднем составил 15 процентов.
Таким образом, данная подпрограмма предусматривает:
совершенствование централизованной системы гастрольно-концертной и выставочной деятельности;
проведение ежегодных семинаров для 30-40 специалистов в области театрального, концертного, музейного дела (специалисты отделов культуры, специалисты культурно-досуговой деятельности, сотрудники домов культуры и музеев);
стажировку этих специалистов в театрально-зрелищных и музейных учреждениях культуры области;
проведение комплекса мероприятий, направленных на выявление эстетических потребностей сельского населения области, создание концепции развития и работы системы концертных и выставочных залов;
создание специальных концертных программ, спектаклей, филармонических абонементов, передвижных выставок, предназначенных для показа жителям области;
разработку, организацию и проведение 5-6 межрайонных, зональных фестивалей искусств в районах области;
обеспечение автомобильным транспортом театрально-зрелищных учреждений для осуществления гастрольной и выставочной деятельности в районах области.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1.
Постановлением сорок первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г. в раздел 5 внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение программы
Сводные финансовые затраты по программе приведены в приложении N 3, в том числе по подпрограммам, с распределением расходов по годам и источникам финансирования приведены в приложении N 2.
Финансирование мероприятий областной целевой программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с порядком, определенным администрацией области, исключительно путем оплаты счетов за товары (работы, услуги), необходимые для реализации мероприятий программы, а также планом проведения мероприятий, согласованным с исполнителями программы.
Основной источник финансирования - областной бюджет. Внебюджетные источники - взносы участников конкурсов, семинаров, фестивалей и т.д.
Финансовые затраты на реализацию программы рассчитываются на 2004 год в ценах 2003 года. На последующие годы проводится индексация в соответствии с фактическим индексом цен.
Общий объем финансирования программы составляет 347702,2 тыс. рублей, в том числе:
Источники финансиро- вания |
Всего | В том числе: | ||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
Всего, в том числе: |
347702,2 |
40606,4 |
30602,0 |
84612,0 |
90081,0 |
101800,8 |
Областной бюджет |
347286,2 |
40396,4 |
30396,0 |
84612,0 |
90081,0 |
101800,8 |
Внебюджетные источники |
416,0 |
210,0 |
206,0 |
Объем финансирования из средств областного бюджета по подпрограммам составляет 347286,2 тыс. рублей, в том числе:
Подпрограммы областной целевой Программы |
Всего | В том числе: | ||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
Сохранение культурного наследия сел Новосибирской области |
137440,4 |
3002,4 |
42638,0 |
42000,0 |
49800,0 |
|
Укрепление материально- технической базы сельских учреждений культуры Новосибирской области |
190586,8 |
28590,0 |
26865,0 |
40070,0 |
45941,0 |
49120,8 |
Развитие кадрового потенциала сельских учреждений культуры |
11440,0 |
3266,0 |
1250,0 |
1904,0 |
2140,0 |
2880,0 |
Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности |
4130,0 |
3019,0 |
1111,0 |
|||
Обеспечение доступа жителей сельских районов Новосибирской области к лучшим образцам театрального, музыкального, изобразительного искусства путем осуществления гастрольно-концерт- ной и выставочной деятельности |
3689,0 |
2519,0 |
1170,0 |
|||
Итого | 347286,2 | 40396,4 | 30396,0 | 84612,0 | 90081,0 | 101800,8 |
Объемы финансирования программы на 2004-2008 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год исходя из возможностей областного бюджета.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Сохранение культурного наследия сел Новосибирской области", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
установить в течение 2006-2008 годов в сельских музеях и библиотеках охранно-пожарную сигнализацию;
обеспечить 21 музей, 30 библиотек, расположенных в районах области, комплектами противопожарного оборудования (порошковыми огнетушителями и набором противопожарного инвентаря: лопаты, топоры, ведра, шланги и прочее);
для 21 музея и 30 библиотек приобрести и установить по комплекту оборудования для создания условий по хранению музейных фондов, кино, фоно-, фотодокументов и редких книг и создания микроклимата в залах (фондах).
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры Новосибирской области", позволит оказать государственную поддержку сельским учреждениям культуры:
приобрести для сельских учреждений культуры около 140 комплектов звукового и светового оборудования;
приобрести для клубных учреждений 134 комплекта музыкальных инструментов;
приобрести для музыкальных школ и школ искусств 67 комплектов музыкальных инструментов;
приобрести для клубных учреждений и детских школ искусств 912 комплектов аудио-, теле-, видеоаппаратуры;
приобрести для клубных учреждений 48 комплектов кино-, видеопроекционного оборудования;
приобрести 139 комплектов оргтехники (компьютеры с периферийными устройствами) для музеев, школ искусств и клубных учреждений;
обновить в клубных учреждениях около 5000 театральных кресел;
приобрести для клубных учреждений 216 сценических костюма;
приобрести 28 единиц специализированного автотранспорта марки "Газель" и ПАЗ для обслуживания отдаленных населенных пунктов культурными программами, лекциями, показа кинофильмов и др.;
обеспечить одеждой сцены 150 учреждений клубного типа;
создать условия для качественного комплектования музейного фонда.
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Развитие кадрового потенциала сельских учреждений культуры Новосибирской области", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
подготовить на курсах повышения квалификации 820 специалистов сельских учреждений культуры по разным направлениям деятельности (специалисты культурно-досуговой деятельности, кино, библиотечные и музейные работники, преподаватели детских школ искусств);
провести комплекс мероприятий по выявлению одаренных детей из районов области, оказанию поддержки развития их талантов, расширению творческих контактов детских коллективов и отдельных исполнителей;
издать около 21,5 тыс. экземпляров методической специализированной литературы по вопросам деятельности учреждений культуры, кинематографии и детских школ искусств, организации и проведению художественных массовых мероприятий и внедрению новых форм и методов работы;
организовать целевой набор в средние специальные учебные заведения культуры ежегодно, начиная с 2005 года, в количестве 30 человек для подготовки специалистов для работы в селе;
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
Система приоритетов культурного развития села позволит лучше учитывать местную специфику. Произойдет установка на достижение художественного результата и самовыражения. Будет сделана корректировка требований и критериев оценки самодеятельности, которые ориентируют руководителей не только на качество художественного продукта и количество концертов, но, прежде всего, на развитие личности участника самодеятельности.
В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается активное использование резерва неорганизованной самодеятельности, создание и пропаганда семейных ансамблей и отдельных народных исполнителей, привлечение их к массовой работе клуба, участию в народных гуляниях, обрядах праздниках, ярмарках, фестивалях народного творчества, в различных мероприятиях, посвященных истории родного края.
Творческой деятельностью будет охвачено на 25-30 процентов населения районов области больше по сравнению с сегодняшними результатами, предполагается увеличение клубных формирований на 10-15 процентов, числа участников в них на 16 тыс. человек.
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Обеспечение доступа жителей сельских районов Новосибирской области к лучшим образцам театрального, музыкального, изобразительного искусства, путем осуществления гастрольно-концертной и выставочной деятельности", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
совершенствование централизованной системы гастрольно-концертной и выставочной деятельности;
проведение ежегодных семинаров для 30-40 специалистов в области театрального, концертного, музейного дела (специалисты отделов культуры, специалисты культурно-досуговой деятельности, сотрудники домов культуры и музеев);
стажировка этих специалистов в театрально-зрелищных и музейных учреждениях культуры области;
проведение в 2004 - 2008 годах комплекса мероприятий, направленных на выявление эстетических потребностей сельского населения области, создание концепции развития и работы системы концертных и выставочных залов;
создание специальных концертных программ, спектаклей, филармонических абонементов, передвижных выставок, предназначенных для показа жителям области;
разработка, организацию и проведение 5-6 межрайонных, зональных фестивалей искусств в районах области;
7. Контроль за ходом реализации программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется департаментом культуры Новосибирской области.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Заказчик программы содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами, в пределах установленных законом об областном бюджете Новосибирской области, контролирует использование финансовых средств по целевому назначению.
После утверждения программы департамент культуры Новосибирской области обеспечивается финансовыми ресурсами, предусмотренными областным бюджетом, и осуществляет функции, права и обязанности заказчика.
Департамент культуры Новосибирской области в пределах своей компетенции вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее подпрограммами и программными мероприятиями в объемах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами.
Координацию работы по реализации программы осуществляет департамент культуры Новосибирской области.
Координация исполнения программы по каждому ее разделу возлагается на соответствующие подразделения администрации области, которые взаимодействуют с исполнителями мероприятий программ, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям - исполнителям отдельных мероприятий программы.
Основной механизм выполнения программы - ежеквартальное утверждение Заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.
Заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей. При необходимости заказчик программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Заказчик ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся программы (заключения, соглашения, договоры, контракты, постановления, распоряжения, утвержденную программу, акты сверки выполненных работ, бюджетные заявки, результаты анализов хода выполнения мероприятий и т.д.).
Коллегия департамента культуры Новосибирской области ежегодно рассматривает на своих заседаниях ход реализации программы. Вопрос о ходе выполнения программы рассматривается на заседаниях президиума администрации области.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений и включает:
ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых финансовых средств;
качество реализуемых мероприятий;
сроки выполнения договоров, контрактов, соглашений.
Исполнители программных мероприятий в установленном порядке представляют отчет о целевом использовании полученных финансовых средств.
Заказчик ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, предоставляет в департамент экономики и планирования администрации области информацию о ходе исполнения программы в соответствии с установленными формами.
Администрация области ежегодно в составе отчета об исполнении областного бюджета представляет областному Совету депутатов отчет о ходе реализации областной целевой программы за прошедший период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г. "Об областной целевой программе "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 1 декабря 2011 г. N 244
Постановление сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 240
Постановление двадцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 октября 2008 г. N 155
Постановление девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 г. N 238
Постановление шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 сентября 2007 г. N 178
Постановление девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 ноября 2006 г. N 180
Постановление сорок третьей сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 7 июля 2005 г.
Постановление сорок первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г.
Постановление тридцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 мая 2004 г.