Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 74-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Высоцкого Николая Анатольевича о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. N 154 "О введении государственного регулирования тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в Республике Саха (Якутия)" по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей по доверенности Правительства Республики Саха (Якутия) Глазкова С.М., Алексеевой С.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца по доверенности Колмогорова Е.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Республики Саха (Якутия) 28 апреля 2017 г. принято постановление N 154 "О введении государственного регулирования тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в Республике Саха (Якутия)" (далее - Постановление N 154).
Согласно пункту 1 Постановления N 154 вводится государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа суднами на воздушной подушке в межнавигационный период.
Пунктом 3 данного нормативного правового акта Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет) предписано установить тарифы согласно названному постановлению по направлениям (маршрутам), согласованным с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Индивидуальный предприниматель Высоцкий Н.А., осуществляющий пассажирские перевозки с использованием водного транспорта на воздушной подушке, обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 3 Постановления N 154.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что оспариваемым нормативным правовым актом не соблюдены предусмотренные федеральным законодательством условия введения государственного регулирования цен на перевозку пассажиров и багажа водным транспортом общественного пользования, а именно не заключены государственные контракты между перевозчиками и органами государственной власти на перевозку пассажиров по согласованному маршруту, не предусмотрены меры по возмещению перевозчикам затрат или недополученных доходов от регулируемой деятельности. Кроме того, Высоцкий Н.А. указывает, что установленное пунктом 3 Постановления N 154 поручение Комитету не согласовано с уполномоченными федеральными органами власти; Комитет не наделен полномочиями по утверждению указанных тарифов. Административный истец полагает, что оспариваемые положения Постановления N 154 нарушают его право на ведение предпринимательской деятельности.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено. Постановление N 154 признано не действующим и не подлежащим применению в части оспариваемых положений со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит отменить решение суда первой инстанции, как основанное на неправильном толковании норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Правительство Республики Саха (Якутия) указывает, что государственное регулирование цен на перевозки водным транспортом введено им в целях реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения, не требует одновременного заключения государственных контрактов на перевозку пассажиров, выделения субсидий перевозчикам и согласования с федеральными органами власти. Податель апелляционной жалобы полагает, что пунктом 3 оспариваемого нормативного правового акта Комитет наделен соответствующими полномочиями.
Прокуратура Республики Саха (Якутия) представила возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, иными федеральными законами, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (статья 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, введенный в действие с 7 мая 2001 г., в части 3 статьи 165 предусматривает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области внутреннего водного транспорта и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с названным кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат данному кодексу. Изданные до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 239), которым утвержден в том числе Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем шестым и седьмым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, а также морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) закреплено также в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так, согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 названного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области водного законодательства, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правительство Республики Саха (Якутия) (далее также - Правительство Республики) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), который правомочен решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами (статьи 1 и 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 г. 3 N 51-I).
Исполнительными органами государственного управления в Республике Саха (Якутия) являются министерства, государственные комитеты и другие органы, осуществляющие государственное управление и контрольные функции. Структура Правительства Республики утверждается Главой Республики Саха (Якутия) (статьи 4 и 28 названного конституционного закона Республики Саха (Якутия).
Согласно указу Президента Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2011 г. N 640 и пункту 1.1 постановления Правительства Республики от 22 ноября 2007 г. N 468 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)" (далее - Положение о Комитете по ценовой политике) Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее также - Комитет по ценовой политике) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).
Основными целями и задачами Комитета по ценовой политике является в том числе государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, подлежащие регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1 Положения о Комитете по ценовой политике), а к полномочиям отнесено установление цены (тарифа) на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении по социально значимым маршрутам в случае предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на перевозки грузов морским и речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) (пункты 3.1.19, 3.1.20 и 3.43 Положения о Комитете по ценовой политике).
Содержание приведенных выше норм федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации наделен правом регулировать тарифы на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом, на паромных переправах в местном сообщении, а также речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такими полномочиями наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которым, в частности, относится Государственный комитет по ценовой политике.
Таким образом, введение государственного регулирования тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в Республике Саха (Якутия) не противоречит нормам федерального законодательства, не выходит за пределы компетенции Правительства Республики Саха (Якутия) и согласуется с полномочиями Комитета по ценовой политике.
Судебная коллегия не может согласиться с суждением суда о необходимости согласования введения государственного регулирования в республике с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, так как из буквального толкования пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации N 239 следует, что такое согласование регулирования цен (тарифов) необходимо только при осуществлении финансовой поддержки регулирующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем материалы дела не содержат подобных сведений. Ссылка в решении суда на отсутствие норм, регулирующих возмещение перевозчикам затрат или недополученных доходов из государственного бюджета относится к сфере применения установленного тарифа на перевозки пассажиров и багажа, и не отменяет компетенцию субъекта Российской Федерации на введение государственного регулирования тарифов.
В связи с этим Судебная коллегия полагает ошибочным и основанным на неправильном толковании норм материального права вывод суда о противоречии пунктов 1 и 3 обжалуемого постановления федеральному законодательству, что влечет отмену судебного акта и принятие нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Высоцкого Николая Анатольевича отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 74-АПГ17-14
Текст определения официально опубликован не был