Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 5-АПГ17-116
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Курорт "Михайловское" о признании недействующим пункта 3140 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" на решение Московского городского суда от 20 июня 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя акционерного общества "Курорт "Михайловское" Журавлёва А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 786-ПП) в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года. Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Под пунктом 3140 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 786-ПП включено здание с кадастровым номером 50:27:0000000:22560, расположенное по адресу: город Москва, поселение Михайлово-Ярцевское, село Михайловское (далее - здание).
Акционерное общество "Курорт "Михайловское" (далее - АО "Курорт "Михайловское"), являясь собственником указанного здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в части включения в Перечень на 2016 год пункта 3140, в редакции постановления Правительства Москвы N 786-ПП, ссылаясь на то, что указанное здание не обладает предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 20 июня 2017 года административное исковое заявление АО "Курорт "Михайловское" удовлетворено.
Пункт 3140 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы N 786-ПП признан недействующим с 1 января 2016 года.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить решение суда первой инстанции и вынести решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления АО "Курорт "Михайловское", ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы указывает, что суд не дал надлежащей оценки сведениям об использовании помещений в здании для проведения банкетов, фуршетов и других торжественных мероприятий. Данный факт, по мнению административного ответчика, свидетельствует о размещении в здании объектов общественного питания.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы и АО "Курорт "Михайловское" представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно признал, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 1.1 Закона города Москвы N 64 на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 кв.м и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64). К таким объектам также отнесены отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, в редакции, действовавшей на дату включения здания в Перечень).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу подпункта 6 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащённое специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что АО "Курорт "Михайловское" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:27:0000000:22560, общей площадью 3144,6 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, поселение Михайлово-Ярцевское, село Михайловское, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 5 августа 2009 года серия 50-НГ N 963951. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0000000:264, который также принадлежит административному истцу на праве собственности, относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земли для обеспечения космической связи, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и имеет вид разрешённого использования "для организации отдыха".
По данным технического паспорта помещения в указанном здании не предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Здание состоит из трех этажей, предназначено для кратковременного проживания людей и используется для осуществления санаторно-курортной деятельности.
АО "Курорт "Михайловское" на момент включения здания в Перечень осуществляло доврачебную медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, санаторно-курортную помощь в соответствии с лицензией Министерства здравоохранения Московской области N ЛО-50-01-000661 от 24 декабря 2008 года.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО "Курорт "Михайловское" является деятельность санаторно-курортных организаций, дополнительными видами деятельности являются общая врачебная практика, деятельность в области медицины, прочая, не включённая в другие группировки.
Оценивая представленные по делу доказательства, допросив в качестве свидетеля инспектора Госинспекции Низовцева С.А., участвовавшего в осмотре знания и составлении соответствующего акта от 27 августа 2015 года N 9111519, а также фотоматериалы приложенные к указанному акту, суд пришел к обоснованному выводу о том, что помещения в здании, отнесенные Госинспекцией к объектам общественного питания, используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а составляют инфраструктуру санатория, функционально неотделимы от лечебно-оздоровительного комплекса, а потому здание не соответствует критериям объектов налогообложения по налогу на имущество, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Довод Правительства Москвы о том, что при рассмотрении дела суд не учел данные о наличии на сайте АО "Курорт "Михайловское" и в сети "Интернет" сведений о возможности проведения на территории санатория различных мероприятий, фуршетов, банкетов, что, по мнению административного ответчика, подтверждает фактическое оказание санаторием услуг общественного питания, нельзя признать обоснованным.
Суд, учитывая наличие пропускного режима на территории санатория Курорт "Михайловское", сведения о том, что в санаторно-курортные путёвки включено обязательное питание в данной столовой исключительно отдыхающим, а также отсутствие специализированного оборудования (кассового аппарата) в столовой пришел к правомерному выводу о том, что помещения столовой кухни, моечной, раздаточной и подсобные помещения не являются объектами общественного питания по смыслу, придаваемому этому значению статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 6 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Таким образом, доказательств наличия правовых оснований для включения здания в Перечень административным ответчиком не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 5-АПГ17-116
Текст определения официально опубликован не был