Заслушав информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Дальний Восток России в силу своего географического, геополитического, транспортного расположения, ресурсного, экономического, этнокультурного и кадрового потенциалов имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации.
В состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) входят 9 субъектов Российской Федерации, которые занимают 36 процентов территории Российской Федерации. На этой территории проживает 6,2 млн человек, или 4,2 процента населения России. Здесь сосредоточены значительные запасы природных ресурсов: рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические, гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы. По территории ДФО проходят важнейшие евроазиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).
Несмотря на преимущества геополитического положения ДФО, субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, по основным социально-экономическим показателям находятся ниже среднероссийского уровня. Главными проблемами, сдерживающими их развитие, являются: миграционный отток населения (численность населения сократилась с 8,1 млн человек в 1991 году до 6,2 млн человек в 2016 году), низкий уровень жизни населения (15,3 процента населения имеет доходы ниже прожиточного минимума при среднероссийском показателе 13,3 процента), высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров в европейскую часть страны и в обратном направлении, высокие тарифы на энергетические ресурсы и цены на нефтепродукты, неразвитость энергетической и транспортной инфраструктур, недостаток инвестиционных ресурсов.
Курс на ускоренное развитие Дальнего Востока является одним из приоритетных направлений государственной политики, что неоднократно отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В целях решения указанных проблем и обеспечения опережающего социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, основополагающее значение имеет разработка комплекса организационных, финансовых, правовых механизмов и их эффективное использование.
За последние годы в основном сформированы институциональная и законодательная основы развития Дальнего Востока.
В настоящее время осуществляют деятельность специально созданные Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, функционируют акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", автономные некоммерческие организации "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" и "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке".
На федеральном уровне принят ряд документов, в которых в целом определены приоритеты государственной политики социально-экономического развития Дальнего Востока: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года N 1298-р.
Одним из важнейших инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года является государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 308, в которой определены основные направления опережающего развития Дальнего Востока и Байкальского региона и механизмы его достижения. Кроме того, специальные разделы, направленные на обеспечение опережающего развития Дальнего Востока, формируются и в других государственных программах Российской Федерации.
Для решения задач по развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, приняты федеральные законы, предусматривающие введение различных инструментов развития, в том числе принципиально новых, направленных на создание максимально благоприятной среды для привлечения инвестиций, стимулирования деловой активности, улучшения демографической ситуации. Основными из них являются следующие федеральные законы: "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", "О свободном порте Владивосток", "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятые меры по интенсификации развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, принесли первые положительные результаты: наметились прирост валового регионального продукта и рост доходов населения, наблюдается позитивная динамика в развитии внешней торговли и привлечении иностранных инвестиций. Вместе с тем практика показывает, что используемые механизмы и инструменты развития Дальнего Востока требуют дальнейшего совершенствования.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить создание на Дальнем Востоке конкурентоспособных (в сравнении с соседними странами АТР) условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для опережающего развития экономики и социальной сферы, а также достижения показателей качества жизни населения и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока выше среднероссийского уровня;
2) учитывать при разработке и утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации необходимость масштабного освоения пространства и заселения территории Дальнего Востока;
3) разработать программу территориального развития ДФО, обеспечивающую взаимосвязь государственных программ Российской Федерации, которые направлены на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы по территориальному принципу, определив Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в качестве администратора указанной программы, осуществляющего в том числе контроль и координацию деятельности в данной сфере федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и федеральных инфраструктурных компаний;
4) завершить работу по формированию в соответствующих государственных программах Российской Федерации разделов, включающих мероприятия по опережающему развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с учетом обеспечения согласованности и сбалансированности показателей социально-экономического развития, предусматривающих в условиях ресурсных ограничений и рисков поэтапное достижение показателей на уровне выше средних значений по Российской Федерации, а также с учетом необходимости согласования указанных разделов с заинтересованными субъектами Российской Федерации;
5) принять меры по строительству, реконструкции и оснащению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории ДФО, в том числе предусматривающие восстановление их финансирования в рамках федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2012-2021 годы)" и синхронизацию со сроками ввода в эксплуатацию объектов строящейся трансграничной транспортной инфраструктуры;
6) предусмотреть при доработке пилотной государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" финансирование мероприятий по восстановлению и развитию сети аэропортов на территории ДФО;
7) предусмотреть при формировании раздела по опережающему развитию Дальнего Востока государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321, строительство новых генерирующих мощностей для покрытия существующих и перспективных электрических и тепловых нагрузок, развитие электросетевой инфраструктуры в целях поэтапной ликвидации изолированных энергосистем на территории ДФО;
8) рассмотреть вопрос о наделении Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока полномочиями по согласованию плановых и программно-целевых документов, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием на территории ДФО, а также полномочиями по контролю за их исполнением;
9) рассмотреть вопрос о целесообразности распространения полномочий Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на территорию Байкальского региона (Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область);
10) учитывать при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, и инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в составе нормативных расходов затраты на реализацию мероприятий, направленных на достижение показателей социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации, уровень которых должен быть выше средних значений по Российской Федерации, а также мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона";
11) рассмотреть возможность финансирования на постоянной основе за счет средств федерального бюджета мероприятий комплексных планов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО;
12) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на субсидирование воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и частичного перераспределения квот на билеты по льготным ценам в пользу периода летних отпусков;
13) обеспечить своевременное и в полном объеме выделение средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных Концепцией развития острова Русский, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 1134-р, в том числе на строительство второй очереди кампуса Дальневосточного федерального университета;
14) разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов по выращиванию особо ценных и востребованных объектов морской аквакультуры;
15) обеспечить в целях исполнения Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
проведение комплексных кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с целью достижения исчерпывающего свода сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ земельных участков;
проведение комплекса картографо-геодезических работ с целью создания актуальной картографической основы соответствующего масштаба на территориях, востребованных гражданами, для предоставления земельных участков;
приведение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, а в случае отсутствия таких документов - их разработку и принятие;
совершенствование федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков в части внесения в нее границ населенных пунктов и муниципальных образований, территориальных зон, охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, лесопарков, береговых линий, водоохранных зон, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, установленными в отношении водных объектов;
16) предусмотреть при подготовке изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможность предоставления дополнительных земельных участков гражданам, получившим в соответствии с указанным Федеральным законом земельный участок в собственность или аренду.
3. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
4. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2019 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
15 декабря 2017 г.
N 525-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 декабря 2017 г. N 525-СФ "О проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 52 (часть I) ст. 7966