Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Симона к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Симон оспаривает конституционность положения пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Как следует из представленных материалов, конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля заявитель был признан прошедшим конкурсный отбор, однако представительный орган муниципального образования - муниципалитет города Ярославля избрал мэром другого кандидата, из числа предложенных конкурсной комиссией по результатам конкурса. А.А. Симон обратился с административным исковым заявлением о признании недействующим решения муниципалитета города Ярославля от 8 ноября 2016 года N 752 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля", в том числе пункта 6.9 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля, в соответствии с которым муниципалитет города Ярославля на основании решения конкурсной комиссии и справок, содержащих краткую характеристику кандидатов, документов кандидатов, прошедших конкурсный отбор, иных материалов конкурса избирает мэра города Ярославля путем открытого поименного голосования большинством голосов от установленной численности депутатов. Заявитель полагал, что такой порядок голосования не соответствует в том числе Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающему тайное голосование на выборах. Решением областного суда от 16 февраля 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2017 года данное решение отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими подпунктов 1 и 2 пункта 3.3 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля, устанавливающих требования к образованию, опыту и стажу работы кандидата, при невыполнении которых гражданин не может участвовать в конкурсе и претендовать на должность мэра города Ярославля, и в этой части принято новое решение - признать указанные положения недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии А.А. Симон также обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения муниципалитета города Ярославля от 1 марта 2017 года N 804 "Об избрании мэра города Ярославля". В обоснование иска заявитель, в частности, указал, что данное решение не соответствует действующему законодательству, так как избрание мэра осуществлялось путем открытого поименного голосования депутатов муниципалитета города Ярославля. Решением суда от 30 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции от 2 июня 2017 года, в удовлетворении данного административного искового заявления отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое положение пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как допускающее избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, открытым голосованием, противоречит статьям 32 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также пункту 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, части 1 и 2); данные права в силу статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации гарантируются без какой-либо дискриминации, и это, соответственно, означает, что при принятии органами публичной власти любых решений, в том числе о замещении публичной должности, должен соблюдаться принцип равенства всех перед законом, который исключает принятие произвольных решений.
Обращаясь к вопросам, связанным с замещением должности главы муниципального образования, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что Конституция Российской Федерации не называет непосредственно главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо иной конкретный порядок замещения этой должности, что предполагает необходимость законодательного регулирования (Определение от 29 сентября 2011 года N 1319-О-О). При этом Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая свободные выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа и закрепляя избирательные права граждан Российской Федерации и право на участие в референдуме (статья 3, часть 3; статья 32, части 1 и 2), вместе с тем не рассматривает выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, в качестве единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации (Постановление от 21 декабря 2005 года N 13-П).
Оспариваемое заявителем положение пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает такой способ замещения должности главы муниципального образования, как его избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не определяет конкретную форму (открытое или тайное) голосования депутатов представительного органа муниципального образования по кандидатам на должность главы муниципального образования, представленным конкурсной комиссией, однако устанавливает, что в компетенцию представительного органа муниципального образования входит принятие решений по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (часть 3 статьи 43).
Таким образом, федеральный законодатель, по сути, предоставил представительному органу муниципального образования право самостоятельно принять решение о том, в какой форме - открытой или тайной - будет проходить голосование депутатов по кандидатам на должность главы муниципального образования, представленным конкурсной комиссией, что согласуется с конституционной природой местного самоуправления и демократическими началами его организации.
Следовательно, оспариваемое заявителем положение пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как допускающее в действующей системе правового регулирования проведение депутатами представительного органа муниципального образования открытого голосования по кандидатам на должность главы муниципального образования, представленным конкурсной комиссией, не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симона Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 2547-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симона Александра Александровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)