В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление акционерного общества "Архангельский ЦБК" (вх. от 04.05.2017 N 68518/17) об отмене Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30.12.2016 N 72-э/1 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Архангельский ЦБК" - ПАО "МРСК Северо-Запада", установила следующее.
В представленном АО "Архангельский ЦБК" (далее - Заявитель) заявлении об отмене Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30.12.2016 N 72-э/1 Заявитель полагает, что указанное Постановление противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" в части ошибочного отнесения Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) АО "Архангельский ЦБК" к территориальным сетевым организациям. Кроме того, Заявитель указывает, что при принятии указанного Постановления Агентством был допущен ряд нарушений процедуры установления тарифов, в том числе пп. 20, 24, 25, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178. Таким образом, по мнению Заявителя, пункт 17 таблицы приложения к Постановлению Агентства от 30.12.2016 N 72-э/1 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Архангельский ЦБК" - ПАО "МРСК Северо-Запада") подлежит отмене.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178, Правила регулирования тарифов N 1178).
АО "Архангельский ЦБК" полагает, что у Агентства отсутствовали основания для принятия вышеуказанного тарифного решения, т.к. Заявитель не соответствует п. 6 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии N 184). Согласно п. 6 Критериев N 184, критерием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
По информации, представленной в адрес ФАС России, АО "Архангельский ЦБК" является собственником трансформаторов ТРНДН-40000/110 (инв. N 10040770) и ТРНДН-40000/110 (инв. N 10041042), а также трех тепловых электростанций (ТЭС-1, ТЭС-2, ТЭС-3). При этом, п. 6. Критериев N 184 предусмотрено отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу.
Таким образом, АО "Архангельский ЦБК" соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 и ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства Агентством при принятии тарифного решения.
Касаемо позиции Заявителя, что при принятии Постановления от 30.12.2016 N 72-э/1 Агентством нарушены пп. 20 (Заявитель не был извещен об открытии дела об установлении тарифов), 24 (проведение анализа соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям), 25, 26 (проведение заседания органа тарифного регулирования) Правил регулирования тарифов N 1178, ФАС России установлено следующее.
Постановление Агентства от 30.12.2016 N 72-э/1 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" официально опубликовано 30 декабря 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/290120161 2300021).
По информации Агентства, установление индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями производилось единым тарифным решением одновременно в отношении всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Архангельской области, исходя из имеющихся у Агентства данных. При этом, показатели деятельности АО "Архангельский ЦБК" анализировались регулятором при принятии постановления от 23 декабря 2016 г. N 67-э/1 "Об установлении необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям акционерного общества "Архангельский ЦБК", копия извещения об открытии дела об установлении необходимой валовой выручки направлялась в адрес Заявителя, также в рамках рассмотрения указанного дела общество уведомлялось о проводимых заседаниях коллегии Агентства, на которых присутствовали представители Заявителя (протокол заседания Коллегии Агентства от 23.12.2016 N 67, вопрос N 6), которые выразили согласие с уровнем НВВ АО "Архангельский ЦБК" на 2017 год.
Учитывая изложенное, ФАС России не установлены превышения полномочий органом регулирования в области государственного регулирования цен (тарифов).
В заявлении АО "Архангельский ЦБК" также указывает, что расчет индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парой сетевых организаций произведен Агентством без учета реально существующих взаимоотношений между смежными сетевыми организациями (исходя из предполагаемых договорных отношений между сетевыми организациями), а также по одноставочным котловым тарифам (что может привести к убыточности ввиду расчетов АО "Архангельский ЦБК" по двухставочным тарифам).
ФАС России отмечает, что величина необходимой валовой выручки АО "Архангельский ЦБК", определенная Постановлением от 23 декабря 2016 г. N 67-э/1, является плановой величиной и рассчитана Агентством с использованием метода экономически обоснованных затрат как для организации, ранее не осуществлявшей регулируемую деятельность. По информации Агентства, указанное постановление Заявителем не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования N 1178, для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов).
По информации Агентства, от АО "Архангельский ЦБК" поступили только данные о плановом объеме полезного отпуска электрической энергии на 2017 год, согласованные с гарантирующим поставщиком ПАО "Архэнергосбыт". Данные о заявленной мощности, а также о выборе потребителями двухставочного тарифа за услуги по передаче электрической энергии в адрес Агентства не поступали.
ФАС России отмечает, что в силу пункта 7 Основ ценообразования N 1178, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
В этой связи, в случае выявления Агентством фактически сложившихся неучтенных доходов (расходов) АО "Архангельский ЦБК" за прошедший период регулирования (2017 год), регулятору необходимо учесть их в экономически обоснованном размере при установлении тарифов на следующий период.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил, в связи с отсутствием признаков превышения полномочий со стороны регулятора, по результатам рассмотрения заявления АО "Архангельский ЦБК" об отмене пункта 17 таблицы приложения к Постановлению Агентства от 30.12.2016 N 72-э/1, а также в рамках осуществления ФАС России полномочий по контролю в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении акционерного общества "Архангельский ЦБК" (вх. от 04.05.2017 N 68518/17) об отмене Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30.12.2016 N 72-э/1 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Архангельский ЦБК" - ПАО "МРСК Северо-Запада", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 октября 2017 г. N 1349/17 "Об отсутствии оснований для отмены Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30.12.2016 N 72-э/1 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Архангельский ЦБК" - ПАО "МРСК Северо-Запада"
Текст приказа официально опубликован не был