Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Инвестком" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку коммунальной техники для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" (номер извещения 0173200001417001076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом описавших объект закупки, в частности, неправомерно объединены в один предмет закупки различные виды техники (тракторные шасси и грузовые шасси), а также установлены характеристики товаров (пункты 4, 6, 8 технического задания), которым соответствуют товары единственного производителя (BUCHERCITYFANT 6000 - пункт 4, HOLDERS990 - пункт 6, KRAMERALLROAD 950 - пункт 8).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, объявлен перерыв до 08.12.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 02.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 190 519 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подана единственная заявка от ООО "Меркатор Калуга", признанная соответствующей требования документации об Аукционе, Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В документации об Аукционе установлено, что согласно предмету контракта необходимо поставить следующие виды коммунальной техники:
1. Распределитель твердых реагентов (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель твердых реагентов, плуг, щетка, высоконапорное фронтальное ПМ оборудование) (29.10.59.130 - распределитель твердых реагентов);
2. Распределитель жидких реагентов, тип 1 (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель жидких реагентов, плуг, щетка, высоконапорное ПМ оборудование, стрела 5 м фронтальная, тоннельная щетка, щетка для мойки знаков) (29.10.59.130 - распределитель жидких реагентов);
3. Распределитель жидких реагентов, тип 2 (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель жидких реагентов, плуг, щетка, высоконапорное ПМ оборудование, щетка для мойки бруса, щетка для мойки тротуаров) (29.10.59.130 - распределитель жидких реагентов);
4. Машина подметально-уборочная, с щебнеразбрасывателем (Подметально вакуумная машина 6 куб, передний плуг, задняя щетка) (29.10.59.130 - Машина подметально-уборочная, с щебнеразбрасывателем);
5. Погрузчик фронтальный, малый, для объектов дорожного хозяйства (Фронтальный погрузчик) (29.10.59.130 - Машина поливомоечная, подметная);
6. (Тротуароуборочная машина универсальная в комплектации распределитель ПГМ, поливомоечное оборудование и щетка фронтальная) (28.92.25.000 - Погрузчик фронтальный, малый, для объектов дорожного хозяйства);
7. Снегопогрузчик линейный (Снегопогрузчик) (29.10.59.130 - Снегопогрузчик линейный);
8. Экскаватор-погрузчик (Погрузчик с передней щеткой и ПМ оборудованием) (28.92.26.110 - Экскаватор-погрузчик).
По мнению Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом описан объект закупки, в частности неправомерно объединены в один предмет закупки различные виды техники (тракторные шасси и грузовые шасси), а также установлены характеристики товаров (пункты 4, 6, 8 технического задания), которым соответствуют товары единственного производителя (BUCHERCITYFANT 6000 - пункт 4, HOLDERS990 - пункт 6, KRAMERALLROAD 950 - пункт 8).
Относительно формирования объекта закупки (объединения видов техники) представители Уполномоченного органа, Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что объект закупки описан в соответствии с потребностью Заказчика в целях повышения качества транспортных услуг и уровня обслуживания дорог, при этом поставить коммунальную технику в совокупности могут, в том числе три организации, которые представили коммерческие предложения (от 28.09.2017 N 29/09-17, 28.09.2017 N 264, от 28.09.2017 N 880/09-17).
Кроме того, в письменных возражениях на жалобу представители Уполномоченного органа, Заказчика сообщили, что формирование объекта закупки осуществлено с соответствии с общим назначением техники - очистка дорожного покрытия от мусора, пыли, грязи и снега, и указанные работы осуществляются комплексно (указанные работы предусмотрены Постановлением Правительства Москвы от 16.12.14 N 762-ПП "Об утверждении Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы"), в связи с чем для выполнения указанных работ требуется коммунальная техника, предусмотренная документацией об Аукционе.
В отношении установления характеристик техники (пункты 4, 6, 8 технического задания), которым соответствуют товары единственного производителя (BUCHERCITYFANT 6000 - пункт 4, HOLDERS990 - пункт 6, KRAMERALLROAD 950 - пункт 8), представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что требованиям коммунальной техники, которые установлены спецификации соответствуют как минимум два производителя, а именно:
Пункт 4 спецификации - ОАО "Ряжский авторемонтный завод" (исх. От 24.11.17 N 24-11/17), ООО "Меркатор Холдинг" (исх. от 27.11.17 N 1142/11), АО "Курганский завод дорожных машин" (исх. от 27.11.17 N 19-03/1757);
Пункт 6 спецификации - ООО "Компания "Коммунал-авто" (исх. от 27.11.17 N 528-1), АО "Курганский завод дорожных машин" (исх. от 28.11.17 N 19-03/1978);
Пункт 8 спецификации - ООО "Амкодор-центр" (исх. от 24.11.17 N 251), ООО "Мирстройтехника" (исх. от 06.12.17 N 061).
Таким образом, по мнению Заказчика, Уполномоченного органа объект закупки описан надлежащим образом, позволяет определить потребности Заказчика и сформировать заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно извещению о проведении Аукциона установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 14.07.14 N 656 (далее - Постановление Правительства N 656).
В соответствии с пунктом 17.2 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе требование о предоставлении в заявке документов, подтверждающих соответствие предлагаемых товаров, запретам в соответствии с Постановлением Правительства N 656 в отношении пунктов 1 - 5, 7 спецификации документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что требование о предоставлении в заявке документов, подтверждающих соответствие предлагаемых товаров, запретам в соответствии с Постановлением Правительства N 656, установлены исключительно в отношении пунктов 1 - 5, 7 спецификации документации об Аукционе, при этом в отношении пунктов 6, 8 спецификации сообщили, что требованиям характеристик техники, указанные в пунктах 6, 8 спецификации, соответствуют следующие коды ОКПД 2 28.30.23.110 и 28.22.15.120, которые в свою очередь не включены в перечень товаров, в отношении которых распространяются положения Постановления Правительства N 656, и следовательно, в составе заявки не установлены соответствующие требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие запретам.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединены как товары, включенные в перечень товаров, в отношении которых распространяется Постановление Правительства N 656, так и товары, в отношении которых Постановление Правительства N 656, не распространяется, что нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно разъяснениям положений документации об электронном аукционе от 15.11.2017 N РД2 (далее - Разъяснения) на вопрос: "Просим разъяснить именно все пункты, подпункты закупочной документации, наименование электронных документов, где установлены требования к техническим характеристикам товара?" Заказчик сообщил, что "требования к техническим характеристикам товара установлены в спецификации. В связи с функционалом ЕАИСТ, данная информация размещена в файле "Расчет НМЦ" (Спецификация (лот 1382.docx)".
Также, согласно Разъяснениям на вопрос "Просим разъяснить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя)?" Заказчик сообщил, что "максимальные и минимальные значения показателей установлены в спецификации".
Как следует из документации об Аукционе, что также подтверждается письменными пояснениями представителей Заказчика, Уполномоченного органа участнику закупки в составе заявки требуется выразить исключительно согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, связи с тем, что форма в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы" не утверждена в документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанными Разъяснениями изменена суть документации об Аукционе, поскольку согласно положениям документации об Аукционе участнику закупки в своей заявке следует выразить согласие на поставку товара без указания конкретных показателей товара, в то время как согласно Разъяснениям, участнику закупки требуется указать наряду с согласием на поставку товара, конкретные показатели товара, указанные в спецификации документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Инвестком" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 34, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 08.12.2017 по делу N К-1714/17 по выявленному нарушению, указанному в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 2, 3 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 30.11.2017 N К-1638/17 соответствующим должностным лицам Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.