Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Степан Разин Девелопмент" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда кассационной инстанции, было отказано в удовлетворении заявления ООО "Степан Разин Девелопмент" о признании недействительными решения территориального управления федерального антимонопольного органа о нарушении пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861), а также предписания об устранении указанного нарушения, выразившегося в ограничении подачи электроэнергии ООО "Степан Разин Девелопмент" - владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые в надлежащем порядке технологически присоединено к электрической сети энергопринимающее устройство, принадлежащее ООО "Солодовня", в целях принуждения бывшего контрагента к оплате электроэнергии, поставленной по ранее действовавшему и расторгнутому по инициативе заявителя договору на пользование электрической энергией, после заключения ООО "Солодовня" договора энергоснабжения напрямую с гарантирующим поставщиком.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Степан Разин Девелопмент" просит признать не соответствующими статьям 8, 18, 34, 35 (части 1-3) и 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации положения следующих нормативных правовых актов:
абзаца третьего пункта 4 статьи 26 "Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии" Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которому, в частности, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии;
абзаца первого пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, согласно которому собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
По мнению заявителя, в силу своей неопределенности данные нормативные положения возлагают на собственников электросетей, не являющихся сетевыми организациями, вещное обременение, одновременно препятствуя извлечению ими прибыли из этого актива.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, федеральный законодатель в пункте 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" указал на наличие у сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства ряда обязанностей, связанных с характером находящихся в их собственности объектов и обусловленных спецификой их деятельности (определения от 17 июля 2014 года N 1580-О и от 23 июня 2016 года N 1370-О).
Оспариваемые положения абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и абзаца первого пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг направлены на защиту прав потребителей электрической энергии и в качестве таковых служат реализации предписаний статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 1463-О), а потому не могут рассматриваться как нарушающие в оспариваемом в жалобе аспекте конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Степан Разин Девелопмент", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 2639-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Степан Разин Девелопмент" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и абзацем первым пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)