Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.В. Дронина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении требований гражданина А.В. Дронина - пенсионера органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к Федеральной службе исполнения наказаний и ее региональному управлению о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение такой выплаты, обязании направить достоверные сведения в части его календарной выслуги и справку об инвалидности сына и принять на соответствующий учет.
Суд указал, в частности, что А.В. Дронин, совершив в 2009 году отчуждение принадлежавшей ему на праве собственности четырехкомнатной квартиры в пользу своей матери, намеренно ухудшил свои жилищные условия; при этом суд рассматривал требования, связанные с обращением истца за получением социальной выплаты, до истечения пятилетнего срока после соответствующей сделки (в 2013 году).
В передаче кассационных жалоб заявителя для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции было отказано.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В. Дронин просит признать противоречащим Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 2, 7, 17, 18, 19, 40, 55 и 120, пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий; к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Заявитель полагает, что оспариваемое законоположение по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, лишает сотрудников некоторых органов федеральной исполнительной власти, которые имеют общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении и которые (члены семей которых) совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, вынужденно и без намерения приобретения права состоять на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, возможности быть принятыми на такой учет до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенных категорий государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, как принятие их на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, согласуется с конституционным принципом равенства прав граждан и, как зависящее от ряда социально-экономических факторов, включая имеющиеся у государства финансовые возможности, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (определения от 23 октября 2014 года N 2488-О, от 24 марта 2015 года N 692-О, от 29 сентября 2015 года N 2142-О и др.).
Установление же и исследование фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, - на что, по существу, направлены доводы заявителя - к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дронина Андрея Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 2637-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дронина Андрея Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)