Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение.
Согласно пояснительной записке, проект федерального закона направлен на решение ряда задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования территорий, определения их режима и установления их границ.
В этих целях Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предложено дополнить новой главой "Зоны с особыми условиями использования территорий".
Статья 104 Земельного кодекса в редакции проекта федерального закона определяет цели установления зон с особыми условиями использования территорий, к которым, в том числе, относит сохранение объектов культурного наследия.
Пункт 1 проектируемой статьи 105 Земельного кодекса, определяющий виды зон с особыми условиями использования территорий, относит зоны охраны объектов культурного наследия и защитные зоны объектов культурного наследия к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 2 данной статьи в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения прав на землю, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Пункт 3 статьи 104 Земельного кодекса в редакции проекта федерального закона устанавливает, что земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использованиями территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В целом, указанные и иные положения проекта федерального закона, касающиеся зон с особыми условиями использования территорий, не затрагивают порядка установления и механизмов действия зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия, определенных законодательством об объектах культурного наследия.
Так, согласно статье 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" решения об установлении зон охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Зоны охраны особо ценных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в настоящее время - Министерство культуры Российской Федерации).
Вместе с тем, по мнению Комитета по культуре, требуется доработка новой статьи 106 Земельного кодекса, так как данная статья предусматривает возмещение органами государственной власти, установившими зону с особыми условиями использования территорий, правообладателям земельных участков в границ таких зон убытков, упущенной выгоды, предоставление иных компенсаций в связи с установлением такой зоны, что может повлечь значительные расходы бюджетных средств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в случаях расположения земельных участков в границах зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия.
Так, пунктом 17 данной статьи устанавливается обязательность возмещения правообладателям земельных участков, находящихся в границах зон с особыми условиями использования территорий, убытков, причиненных ограничением их прав на землю в связи с установлением (изменением) зон с особыми условиями использования территорий в соответствии со статьей 57 Земельного кодекса. Обязанность по возмещению указанных убытков предлагается возложить, в том числе, на органы государственной власти, принявшие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.
Пункт 19 данной статьи предусматривает выкуп указанным органом государственной власти земельного участка по требованию его собственника, если установление (изменение) зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием.
Пункт 20 новой статьи 106 Земельного кодекса содержит обязанность органа государственной власти, установившего зону с особыми условиями использования территории, предоставить землепользователю, землевладельцу или арендатору по требованию указанных лиц возмещение за прекращение их прав на земельные участки в случае, если в связи с установлением (изменением) зоны с особыми условиями использования территории использование земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием становится невозможным.
Несмотря на то, что пункт 23 проектируемой статьи 106 Земельного кодекса предлагает заявительный характер для получения правообладателями земельных участков возмещения убытков и иных компенсаций в случаях, установленных данной статьей, Комитет полагает, что расходы бюджетных средств на эти цели в случаях нахождения земельных участков в зонах охраны и защитных зонах объектов культурного наследия могут быть очень значительны.
При этом необходимо отметить, что бюджетных средств катастрофически не хватает на работы, необходимые для сохранения памятников истории и культуры.
Кроме того, необходимость выделения бюджетных средств на цели, указанные в новой статье 106 Земельного кодекса, может провоцировать нежелание администраций субъектов Российской Федерации устанавливать новые зоны охраны объектов культурного наследия либо будет способствовать установлению таких зон в границах меньших, чем это необходимо для сохранения объектов культурного наследия.
Учитывая, что зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия устанавливаются для целей обеспечения сохранности объектов культурного наследия, прилегающих к ним территорий, то есть в целях обеспечения публичного интереса, необходимо внести в данную статью изменения, указав, что ее положения не распространяются на случаи нахождения земельных участков в границах зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия.
Комитет по культуре полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории" при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с указанным предложением.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.