Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение.
Проект федерального закона направлен на решение ряда задач в сфере градостроительной деятельности, в том числе, на упрощение строительства объектов индивидуального жилищного строительства, восполнение правового пробела в части регулирования процедурных вопросов сноса объектов капитального строительства, определение мер в случаях выявления самовольной постройки.
Проектом федерального закона предусмотрены меры, принимаемые органом местного самоуправления в случаях поступления в такой орган уведомления от органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора о выявлении самовольной постройки (пункты 4, 6, 7 статьи 1 проекта федерального закона).
Полагаем, что в число указанных в данных положениях проекта федерального закона органов надзора, уполномоченных на предоставление в орган местного самоуправления информации о выявлении самовольной постройки, следует включить также органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Пункт 30 статьи 1 проекта федерального закона дополняет Градостроительный кодекс новой главой 6.4, предусматривающей регулирование процедурных вопросов сноса объектов капитального строительства.
Согласно проектируемой статье 55.30 Градостроительного кодекса снос объекта капитального строительства осуществляется по решению собственника такого объекта или застройщика либо в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, иными федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.
Не подвергая сомнению необходимость законодательного урегулирования процедурных вопросов, связанных с таким этапом жизненного цикла объекта капитального строительства как его снос, Комитет по культуре полагает целесообразным дополнить проектируемые нормы Градостроительного кодекса о сносе объектов капитального строительства положением о недопустимости сноса объектов культурного наследия.
Следует отметить, что предложенные проектом федерального закона изменения затрагивают вопросы строительства и реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства в границах исторических поселений. Так, статьей 4 проекта федерального закона предложены изменения в статью 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Статья 60 данного Федерального закона устанавливает особенности градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении.
Пункты 9 - 11 указанной статьи предусматривают, что в региональный орган охраны объектов культурного наследия должны направляться описания внешнего облика любого объекта индивидуального жилищного строительства, планируемого к размещению в историческом поселении.
Однако, в соответствии со статьей 4 проекта федерального закона от застройщика в региональный орган охраны объектов культурного наследия должны поступать уведомления о планируемом строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), садового дома, предусмотренных в проектируемой части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В части 3 данной статьи указаны объекты индивидуального жилищного строительства (жилого дома), садового дома, общая площадь которых составляет не более чем пятьсот квадратных метров.
Вместе с тем, учитывая, что вред предмету охраны исторического наследия может быть нанесен строительством на его территории любого объекта индивидуального жилищного строительства, параметры которого не соответствуют установленным в границах исторических поселений требованиям, положения статьи 4 проекта федерального закона нуждаются в доработке с учетом необходимости предоставления в региональный орган охраны объектов культурного наследия описания внешнего облика всех объектов индивидуального жилищного строительства, планируемых к размещению в историческом поселении, вне зависимости от площади таких объектов.
Комитет по культуре полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства) при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с указанными предложениями.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.