Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 467791-6 "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 467791-6 "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков", внесённый Парламентом Республики Северная Осетия-Алания.
Законопроектом предлагается ввести понятие "безалкогольный тонизирующий напиток" - специальный безалкогольный напиток, содержащий тонизирующее вещество кофеин в количестве не менее 15,1 мг на 100 миллилитров напитка и (или) другие тонизирующие вещества, а также понятие "безалкогольный энергетический напиток" - безалкогольный тонизирующий напиток с массовой долей сухих веществ (за счет моно- и дисахаридов) не менее 10 процентов, энергетическая ценность которого не менее 44 ккал (184,8 кДж) на 100 миллилитров.
Указанные положения законопроекта не согласуются со статьей 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), которая устанавливает требования безопасности к тонизирующим напиткам. Так, в качестве источников тонизирующих веществ (компонентов) допускается использовать кофеин и содержащие его растения (растительные экстракты), чай, кофе, гуарану, мате, а также лекарственные растения и их экстракты, оказывающие тонизирующее действие (женьшень, левзея, радиола розовая, лимонник, элеутерококк).
При этом не ясно, какие, помимо кофеина, тонизирующие компоненты могут содержаться в данных напитках, что подразумевается под тонизирующим эффектом на организм человека и какое количество кофеина и (или) других тонизирующих компонентов необходимо для достижения такого эффекта.
В соответствии с нормами Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, содержатся в технических регламентах (статьи 1 и 9 Федерального закона N 184-ФЗ). При этом, не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер (пункт 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ).
Предлагаемые авторами законопроекта нормы могут быть внесены в действующее законодательства Российской Федерации лишь после внесения изменений соответствующих изменений в указанный технический регламент Евразийского экономического союза.
Также законопроектом предусматривается введение запрета розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков в детских, молодежных, образовательных, медицинских организациях, на территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), запрета розничной продажи указанных напитков на всех видах транспорта общего пользования и пригородного сообщения, а также запрета розничной продажи таких напитков лицам в возрасте до восемнадцати лет и их потребления (распития) этими лицами в любых общественных местах.
Законопроектом устанавливается, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования проектируемого федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственность за неисполнение ограничений, предлагаемых в законопроекте.
На проект федерального закона получен отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 467791-6 "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков" в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 14 декабря 2017 года (протокол N 42).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.